| 520 |
0_ |
a |
Аннотация |
Цель исследования - определить влияние возраста на смыслообразующую мотивацию и ориентацию труда в условиях цифрового общества. Методологию исследования составили системная периодизация Б.Н. Рыжова и стимульно-смысловая модель трудовой мотивации И.Г. Кокуриной. В исследовании приняли участие 640 работающих респондентов, образовавших четыре равные по численности выборки: 18-24 года (юность), 25-36 лет (молодость), 37-48 лет (взрослость) и 49-60 лет (средний возраст). Для сбора данных применялся тест «Словарь» И.Г. Кокуриной. Обработка данных проводилась с применением дескриптивной статистики, корреляционного анализа, непараметрического критерия Манна - Уитни, однофакторного дисперсионного анализа. Установлено, что возрастные изменения оказывают различное влияние на смыслообразующую мотивацию и ориентацию труда. Все смыслообразующие мотивы можно условно разделить на две группы по степени их чувствительности к возрастной динамике. Мотивы коммуникации и достижения подвержены возрастной детерминации. Мотив достижения, имеющий максимальное значение в эпоху юности, с возрастом постепенно ослабевает, приобретая наименьший показатель в эпоху среднего возраста. Изменения мотивации достижения под влиянием возраста носят линейный характер. Возрастная динамика мотива коммуникации носит более сложный характер. При переходе от юности к молодости он ослабевает, а затем линейно усиливается, приобретая в эпоху среднего возраста максимальное значение. Кооперативный, утилитарно-прагматический, преобразовательный, конкурентный мотивы не чувствительны по отношению к возрасту. Смыслообразующая ориентация подвержена изменениям, происходящим под влиянием возраста. Если результирующая ориентация с возрастом снижается, то процессуальная усиливается. Наибольший сдвиг как в результирующей, так и в процессуальной ориентации происходит между эпохами взрослости и среднего возраста, который соответствует кризису середины жизни, 412 происходящему в соответствии с периодизацией Б.Н. Рыжова, в 48-49 лет. Эпоха юности представляет собой то время, когда два вида ориентации наиболее различаются. В эпоху среднего возраста происходит конвергенция двух видов смыслообразующей ориентации. Полученные результаты следует учитывать при подборе кандидатов на вакансии, формировании рабочих команд, определении KPI, при создании и внедрении систем мотивации персонала, а также в ходе карьерного консультирования. |