Найдено документов - 37 | Статьи из номера журнала (сборника): Актуальные проблемы филологии в вузе и школе : материалы 17-й Тверской межвузовской конференции ученых-филологов и школьных учителей, Тверь, 28-29 марта 2003 г. / М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т ; [отв. ред. Е. А. Тихомирова]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - 369 с. : табл. - Библиогр. в конце ст. - 83.00. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Кузнецова Лидия Михайловна.
"Каузальные композиции" в "Почте духов" И. А. Крылова / Кузнецова Лидия Михайловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 194-204. - Библиогр. в примеч.: с. 203-204.
"Каузальные композиции" в "Почте духов" И. А. Крылова / Кузнецова Лидия Михайловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 194-204. - Библиогр. в примеч.: с. 203-204.
Ключевые слова: Русская литература, История русской литературы, Крылов Иван Андреевич, Почта духов, Крылова, Анализ художественного текста, Каузальные композиции, Сатира, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004417t.pdf
Подробнее
Аннотация: На прмере "Почты духов" Ивана Андреевича Крылова рассматриваются "каузальные композиции" оказывающиеся средством, позволяющим раскрыть несоответствие видимого и должного. В данном произведении Крылов не только высмеивает пороки в надежде способствовать их искоренению, но и исследует их причины и истоки.
2. Статья
Усовик Елена Григорьевна.
"Секунда" и "вечность" в русском постмодернизме (на материале произведений В. Пелевина) / Усовик Елена Григорьевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 323-329. - Библиогр. в примеч.: с. 328-329.
"Секунда" и "вечность" в русском постмодернизме (на материале произведений В. Пелевина) / Усовик Елена Григорьевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 323-329. - Библиогр. в примеч.: с. 328-329.
Ключевые слова: Русская литература, Пелевин Виктор Олегович, Анализ художественного текста, Лингвистический анализ текста, Постмодернизм, Время, категория, Секунда, лексема, Вечность, лексема, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004430t.pdf
Подробнее
Аннотация: Автор статьи посредством лингвистического анализа текстов Виктора Олеговича Пелевина (1962-...) утверждает, что черты поэтики, отмеченные в них, являются характерной приметой постмодернизма в литературе. Посредством лексем "секунда" и "вечность" дается анализ времени в художественном тексте.
3. Статья
Антонов Александр Иванович.
Активизация металингвистических знаний при овладении вторым языком / Антонов Александр Иванович
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 15-17.
Активизация металингвистических знаний при овладении вторым языком / Антонов Александр Иванович
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 15-17.
Ключевые слова: Иностранные языки, Методика обучения, Лингвистика, Металингвистика, Второй иностранный язык, Стратегии обучения, Металингвистические знания, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0002877t.pdf
Подробнее
Аннотация: О формировании у обучаемых языкового чутья и стратегиях, используемых для активизации металингвистических знаний.
4. Статья
Дмитриева Татьяна Павловна.
Выражение сопоставительных и соотносительных отношений в простом предложении / Дмитриева Татьяна Павловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 122-127. - Библиогр. в примеч.: с. 127.
Выражение сопоставительных и соотносительных отношений в простом предложении / Дмитриева Татьяна Павловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 122-127. - Библиогр. в примеч.: с. 127.
Ключевые слова: Русский язык, Грамматика, Синтаксис, Простое предложение, Сложное предложение, Сопоставительные отношения, Соотносительные отношения, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004410t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье дается описание предложений, выражающих смысловые отношения сопоставления и соответствия. Синтаксические отношения обычно описываются в рамках сложного предложения, хотя одни и те же смысловые отношения могут выражаться как сложным, так и простым предложением со свернутыми пропозициями.
5. Статья
Сергеева Нина Михайловна.
Использование опыта преподавания языка по системе развивающего обучения в массовой школе / Сергеева Нина Михайловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 302-308. - Библиогр. в примеч. с. 308.
Использование опыта преподавания языка по системе развивающего обучения в массовой школе / Сергеева Нина Михайловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 302-308. - Библиогр. в примеч. с. 308.
Ключевые слова: Русский язык, Труды Тверского государственного университета, Методика преподавания русского языка, Русский язык в школе, Развивающее обучение, Устная речь, Дискурс, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004427t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье даются рекомендации по системе развивающего обучения в массовой школе среднего звена использования как традиционной системы обучения русскому языку, так и нового и прогрессивного, помогающего решить задачу интеллектуашльного развития школьников.
6. Статья
Гладилина Ирина Владимировна.
К вопросу о единице словарного представления в авторском словаре / Гладилина Ирина Владимировна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 99-105. - Библиогр. в примеч.: с. 105.
К вопросу о единице словарного представления в авторском словаре / Гладилина Ирина Владимировна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 99-105. - Библиогр. в примеч.: с. 105.
Ключевые слова: Русский язык, Художественное творчество, Язык писателя, Словари языка писателя, Лексикология, Лексемы, Идиоглоссы, Ключевые слова, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004406t.pdf
Подробнее
Аннотация: При изучении творчества писателя и созданного им художественного мира важная роль отводится созданию словаря языка автора. В статье рассматривается особое значение создания словарей нового типа, где особая роль отводится ключевым словам - идиоглоссам, являющимся и единицами текста, и обязательными единицами авторского лексикона.
7. Статья
Ганжина Ирина Михайловна.
К вопросу о создании территориального исторического словаря вариантов личных крестильных имен / Ганжина Ирина Михайловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 94-99. - Библиогр. в примеч.: с. 98-99.
К вопросу о создании территориального исторического словаря вариантов личных крестильных имен / Ганжина Ирина Михайловна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 94-99. - Библиогр. в примеч.: с. 98-99.
Ключевые слова: Русский язык, История русского языка, Памятники письменности, Тверские памятники письменности, Ономастика, Этимология, Топонимика, Словообразование, Краеведение, Труды Тверского государственного университета, Словари
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004405t.pdf
Подробнее
Аннотация: По мнению автора создание исторического словаря личных христианских имен, построенного на материалах Тверских территориальных памятников письменности позволит не только решить ряд этимологических загадок в области фамилий и топонимов, но и позволит лучше понять механизмы современной словообразовательной системы.
8. Статья
Меньшикова Светлана Ивановна.
К вопросу о формировании языковой личности / Меньшикова Светлана Ивановна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 225-230. - Библиогр. в примеч.: с. 229-230.
К вопросу о формировании языковой личности / Меньшикова Светлана Ивановна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 225-230. - Библиогр. в примеч.: с. 229-230.
Ключевые слова: Герменевтика, Лингвистика, Лингводидактика, Понимание текста, Труды Тверского государственного университета, Языковая личность, Языкознание
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004419t.pdf
Подробнее
Аннотация: Образованию, по мнению автора статьи, отводится исключительная роль не только в приобщении личности к знаниям, но и в формировании личности. Современная лингвистическая наука уделяет большое внимание вопросам понимания текста и вопросам развития языковой личности.
9. Статья
Попова Ирина Львовна.
К проблеме сформированности навыков речевой деятельности студентов / Попова Ирина Львовна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 267-271. - Библиогр. в примеч.: с. 271.
К проблеме сформированности навыков речевой деятельности студентов / Попова Ирина Львовна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 267-271. - Библиогр. в примеч.: с. 271.
Ключевые слова: Языкознание, Речевая деятельность, Чтение, Скорость чтения, Артикуляция, Малое поле чтения, Речевая коммуникация, Тверской государственный университет, Тестирование, Тесты, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004424t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье приводится результаты анализа двух видов речевой деятельности студентов - чтении и слушании, проведенного в Тверском государственном университете. В исследовании приняли участие студенты 2 курса филологического факультета, 1курса(ДО) и 3 курса (ОЗО) факультета психологии и социальной работы.
10. Статья
Габлина Татьяна Васильевна.
Категория падежа в говорах Селигеро-Торжковской группы (к проблеме вариативности) / Габлина Татьяна Васильевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 89-94. - Библиогр. в примеч.: с. 93-94.
Категория падежа в говорах Селигеро-Торжковской группы (к проблеме вариативности) / Габлина Татьяна Васильевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 89-94. - Библиогр. в примеч.: с. 93-94.
Ключевые слова: Русский язык, Грамматика русского языка, Тверские говоры, Селигеро-Торжковская группа, Существительные, Падежи, Диалекты, Словоизменения, Краеведение, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004404t.pdf
Подробнее
Аннотация: Говор Селигеро-Торжковской группы характеризуется стройной системой словоизменения существительных с яркими явлениями диалектного характера, которые выражают как изменения говора на временной оси, так и различия в речи жителей разных поколений. Количество и функции падежей имеют общерусский характер, однако отмечаются различия, касающиеся набора флексий для отдельных типов склонения.
11. Статья
Комина Наталья Анатольевна.
Квалитативная и квантитативная типология учебного дискурса / Комина Наталья Анатольевна, Романова, Елена Георгиевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 173-184. - Библиогр. в примеч.: с. 183-184.
Квалитативная и квантитативная типология учебного дискурса / Комина Наталья Анатольевна, Романова, Елена Георгиевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 173-184. - Библиогр. в примеч.: с. 183-184.
Авторы: Комина Наталья Анатольевна, Романова, Елена Георгиевна
Ключевые слова: Иностранные языки, Методика преподавания в вузе, Дискурс, Учебный дискурс, Виды дискурсных образований, Лексические трудности, Семантические трудности, Читабельность, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004415t.pdf
Подробнее
Аннотация: Предложена типология основных видов дискурсных образований, с которыми в практической деятельности сталкиваются участники учебной коммуникации. Типология строится с учетом различных параметров учебного дискурса, среди которых доминантную роль занимают иллокутивность, форма речевой презентации и лингвистическая структурированность.
12. Статья
Виноградова Мария Станиславовна.
Концепт "церковь" и лексема "церковь" в рассказах А. П. Чехова / Виноградова Мария Станиславовна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 40-45. - Библиогр. в примеч.: с. 45.
Концепт "церковь" и лексема "церковь" в рассказах А. П. Чехова / Виноградова Мария Станиславовна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 40-45. - Библиогр. в примеч.: с. 45.
Ключевые слова: Русская литература, История русской литературы, Чехов Антон Павлович, Рассказы Чехова, Анализ художественного текста, Текст, Концепт, Церковь, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004401t.pdf
Подробнее
Аннотация: Концепт - это своего рода сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, то посредством чего человек сам входит в культуру. В статье дается художественный анализ текста ряда рассказов А. П. Чехова. Концепт "церковь" у Чехова определяет характер его персонажей, помогает "вскрыть" их внутренний мир; предвосхищает дальнейший ход событий.
13. Статья
Фокина Зинаида Геннадьевна.
Метафора и предикатная номинация / Фокина Зинаида Геннадьевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С.340-345. - Библиогр. в примеч.: с. 345.
Метафора и предикатная номинация / Фокина Зинаида Геннадьевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С.340-345. - Библиогр. в примеч.: с. 345.
Ключевые слова: Русский язык, Синтаксис, Лексикология, Имя существительное, Идентифицирующие имена существительные, Предикатные имена существительные, Метафора, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004431t.pdf
Подробнее
Аннотация: Имена существительные наряду со своими первичными функциями выполняют и функции других частей речи. Преимущественное предикативное функционирование существительных в метафоре представляет собой оценочные характеристики конкретного лица или предмета. Идентифицирующие имена существительные отображают то, что "существует в мире", а предикатные имена - то, что мы "думаем о мире". Метафора органически связана с номинациями предикатного типа.
14. Статья
Мкртычян Светлана Викторовна.
Научно-методическая организация учебного пособия "Практическая риторика" / Мкртычян Светлана Викторовна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 231-235.
Научно-методическая организация учебного пособия "Практическая риторика" / Мкртычян Светлана Викторовна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 231-235.
Ключевые слова: Методы обучения, Обучение в вузе, Практическая риторика, Риторика, Труды Тверского государственного университета, Учебные пособия, Языкознание
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004420t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье представлены содержание и структура учебного пособия "Практическая риторика", разработанного для студентов вузов по курсу "Риторика".
15. Статья
Громова Лидия Григорьевна.
Некоторые аспекты организации межкультурного диалога при обучении иностранцев русскому языку / Громова Лидия Григорьевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 105-112. - Библиогр. в примеч.: с. 112.
Некоторые аспекты организации межкультурного диалога при обучении иностранцев русскому языку / Громова Лидия Григорьевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 105-112. - Библиогр. в примеч.: с. 112.
Ключевые слова: Русский язык, Иностранные студенты, Межкультурная коммуникация, Межкультурный диалог, Чужая культура, Родная культура, Коммуникативное поведение, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004407t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются вопросы межкультурной коммуникации в методике преподавания русского языка как иностранного. В организации диалога культур очень важно сформировать у иностранных студентов установку на приятие и осмысление явлений чужой культуры как другой, непохожей на родную.
16. Статья
Пчельникова Елена Александровна.
Некоторые особенности обучения иноязычных студентов по программе первого сертификационного уровня ТРКИ с использованием учебного комплекса М. П. Аксеновой "Русский язык по-новому" / Пчельникова Елена Александровна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 271-276.
Некоторые особенности обучения иноязычных студентов по программе первого сертификационного уровня ТРКИ с использованием учебного комплекса М. П. Аксеновой "Русский язык по-новому" / Пчельникова Елена Александровна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 271-276.
Ключевые слова: Русский язык, Методика преподавания, Русский язык в вузе, Русский язык как иностранный, Учебные комплексы, Аксенова М. П., Русский язык по-новому, учебный комплекс Аксеновой, Студенты иностранцы, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004425t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье освещены положительные стороны учебного комплекса М. П. Аксеновой "Русский язык по-новому" для подготовки студентов иностранцев к сдаче экзамена по русскому языку. Кроме этого предложены пути решения проблем, которые появляются в ходе работы ним.
17. Статья
Дровосекова Людмила Ивановна.
Некоторые особенности урока постановка учебной задачи в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (из опыта работы) / Дровосекова Людмила Ивановна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 128-133. - Библиогр. в примеч.: с.132.
Некоторые особенности урока постановка учебной задачи в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (из опыта работы) / Дровосекова Людмила Ивановна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 128-133. - Библиогр. в примеч.: с.132.
Ключевые слова: Школьная педагогика, Развивающее обучение, Эльконин Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич, Учебный процесс, Учебная задача, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004411t.pdf
Подробнее
Аннотация: Обеспечение условий для развития ребенка - цель развивающего обучения по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову. Авторы развивающего обучения предлагают не просто новые программы, учебники, а принципиально новую систему обучения, отличающуюся от традиционной целями обучения, его содержанием, педагогическими методами и формами, иным типом педагогической деятельности.
18. Статья
Кириллова Татьяна Васильевна.
О метеонимах в Тверских говорах (названия дождей и туч) / Кириллова Татьяна Васильевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 168-173. - Библиогр. в примеч.: с. 172-173.
О метеонимах в Тверских говорах (названия дождей и туч) / Кириллова Татьяна Васильевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 168-173. - Библиогр. в примеч.: с. 172-173.
Ключевые слова: Русский язык, Диалектология, Семантика, Диалекты, Говоры, Метеонимы, Тверская область, Краеведение, Словари, Труды Тверского государственного университета, Тематический словарь говоров Тверской области
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004414t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о подготовке, создании и издании "Тематического словаря говоров Тверской области". Представлена лексико-семантическая группа "метеорологическая лексика" (400 метеонимов) со значением "название облаков (туч) и дождей". Их изучение в сравнении с другими говорами русского языка помогает полнее представить семантическую структуру слова в диалектном языке.
19. Статья
Садикова Валентина Алексеевна.
О некоторых прагматических свойствах текста маленькой трагедии А. С. Пушкина "Скупой рыцарь" / Садикова Валентина Алексеевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 296-302. - Библиогр. в примеч.: с. 302.
О некоторых прагматических свойствах текста маленькой трагедии А. С. Пушкина "Скупой рыцарь" / Садикова Валентина Алексеевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 296-302. - Библиогр. в примеч.: с. 302.
Ключевые слова: Русская литература, История русской литературы, Пушкин Александр Сергеевич, Скупой рыцарь, драма Пушкина, Анализ художественного текста, Труды Тверского государственного университета, Лингвистический анализ текста
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004426t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье приводится анализ художественного текста маленькой трагедии А. С. Пушкина "Скупой рыцарь". Важнейшей прагматической особенностью драмы автор считатет то обстоятельство, что действующее в ней лицо всегда Я.
20. Статья
Новикова Людмила Николаевна.
Об одной особенности глагольного словообразования в Тверских говорах / Новикова Людмила Николаевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 249-253. - Библиогр. в примеч.: с. 253.
Об одной особенности глагольного словообразования в Тверских говорах / Новикова Людмила Николаевна
// Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 249-253. - Библиогр. в примеч.: с. 253.
Ключевые слова: Русский язык, Диалектология, Говоры, Словообразование, Глагольное словообразование, Тверская область, Краеведение, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004422t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассмотрена особенность глагольного словообразования в говорах Тверского региона. Изучение словообразовательной системы с учетом диалектного словообразования помогает раскрыть многие существенные свойства русского словообразования.