Найдено документов - 35 | Статьи из номера журнала (сборника): Будущее как сюжет : сборник статей и материалов / Тверской государственный университет, Филологический факультет, Кафедра истории русской литературы ; ответственный редактор С. А. Васильева ; редакторы: О. С. Карандашова, М. Л. Логунов, А. Ю. Сорочан. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - 324, [3] с. - (Время как сюжет ; вып. 3). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-903728-90-9 : 280.00. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Еланская Светлана Николаевна.
"Будущее светло и прекрасно": логика надежды в советском кино / Еланская Светлана Николаевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 170-178. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Будущее светло и прекрасно": логика надежды в советском кино / Еланская Светлана Николаевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 170-178. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Советский кинематограф, Идеология, Конструирование реальности, Моделирование будущего, Модернизм, Ретро, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В статье предпринимается попытка понять противоречивую логику конструирования ожидаемой счастливой реальности, скрытую в популярных советских лентах, служащих средством трансляции идеологического вымысла. Рассматриваются фильмы в синхронном разрезе, снятые под воздействием социально-политических и культурных факторов, и т. н. "ретро"-картины. В киноматериале выявляется два пласта - общественный и частный, повседневный.
2. Статья
Фролов Сергей Владимирович.
"Интонационные прорицания" или "будущее как сюжет" в музыкальной драматургии классических русских опер: "Жизнь за царя" М. И. Глинки, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского / Фролов Сергей Владимирович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 61-68. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Интонационные прорицания" или "будущее как сюжет" в музыкальной драматургии классических русских опер: "Жизнь за царя" М. И. Глинки, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского / Фролов Сергей Владимирович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 61-68. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Музыкальная драматургия, Интонационное прорицание, Русская музыка, Опера
Подробнее
Аннотация: Одной из особенностей трех наиболее значимых в истории русской музыки опер - Глинки, Мусоргского и Чайковского является то, что в их вступительных разделах закладывается начало развития звукового музыкально-драматургического действия, которое идет далее как бы в дополнение к сценарию, обозначенному в либретто, комментируя его либо вступая с ним в своего рода дискуссию.
3. Статья
Кошелев Анатолий Вячеславович.
"Какой-то барон Брамбеус..." / Кошелев Анатолий Вячеславович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 89-97. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Какой-то барон Брамбеус..." / Кошелев Анатолий Вячеславович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 89-97. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Барон Брамбеус, Северная пчела, газета, Булгарин Фаддей Венедиктович
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрены критические отзывы "Северной пчелы" о сборнике Барона Брамбеуса "Фантастические путешествия" (1833).
4. Статья
Рублева Наталия Ивановна.
"Космос как предчувствие" (Тема космических полетов в литературе Серебряного века) / Рублева Наталия Ивановна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 69-78. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Космос как предчувствие" (Тема космических полетов в литературе Серебряного века) / Рублева Наталия Ивановна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 69-78. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Космос, Научно-художественное предвидение, Регуляция природы и ее влияние на эволюционное развитие, Управление космическими процессами
Подробнее
Аннотация: Конец 19 - начала 20 века выдвинули величайшую идею времени - идею освоения воздушного пространства. Работы К. Циолковского, Н. Федорова положены в основу произведений В. Брюсова (пьеса "Пироэнт"), Ф. Сологуба ("Творимая легенда"), А. Богданова ("Красная звезда"). Предвосхищая космические полеты, художники слова обращаются к научной утопии. Научные и технические достижения, представленные литературой начала 20-го столетия, - это будущие достижения цивилизации: использование ядерной энергии как в космическом корабле, так и в мирной жизни, телевидение, в том числе и стереоскопическое, компьютеры, производство искусственных волокон, зарождение нанотехнологий.
5. Статья
Терешкина Дарья Борисовна.
"На Господа уповал - и не погибну": Будущее в мотиве испытания в древнерусской воинской повести / Терешкина Дарья Борисовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 13-21. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"На Господа уповал - и не погибну": Будущее в мотиве испытания в древнерусской воинской повести / Терешкина Дарья Борисовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 13-21. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Воинская повесть, Будущее, Испытание, Гибель, Молитва, Спасение
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается будущеее в мотиве испытания в древнерусской воинской повести. Во время войны смерть становится привычной, но каждый конкретный человек осознает ее вероятность с большим трагизмом, сам находит способы пережить ситуацию ожидания страшного будущего. Воинская повесть Древней Руси изображает модели поведения человека в ожидании трагического будущего. Главной такой моледью становится молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предваряющая крестные муки Спасителя.
6. Статья
Матеюнайте Илона Витаутасовна.
"Но жалок тот, кто все предвидит": авторская оценка планов героя на будущее (Об одной тенденции в русской классике) / Матеюнайте Илона Витаутасовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 214-221. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Но жалок тот, кто все предвидит": авторская оценка планов героя на будущее (Об одной тенденции в русской классике) / Матеюнайте Илона Витаутасовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 214-221. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Сюжеты будущего, Автор и герой, Русская классика, Психология творчества, Литература в школе
Подробнее
Аннотация: Автор статьи поставил себя в положение школьника, сдающего ЕГЭ по литературе, и проанализировал по-разному оформленные в произведениях планы героев русской классики и их оценку авторами. Подобный прием, кроме историко-литературной и методической, актуализирует проблематику психологии творчества, а также вскрывает гуманизм русской классики.
7. Статья
Гайдук Владислава Леонидовна.
"Последний и решительный бой": как Вс. В. Вишневский и Вс. Э. Мейерхольд создавали образ грядущей волны / Гайдук Владислава Леонидовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 300-306. - Библиогр. в подстроч. примеч.
"Последний и решительный бой": как Вс. В. Вишневский и Вс. Э. Мейерхольд создавали образ грядущей волны / Гайдук Владислава Леонидовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 300-306. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Война, Коминтерн, ЦК ВКП(б), Вишневский Всеволод Витальевич, Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Подробнее
Аннотация: В работе рассматривается образ войны, который был создан Вишневским и Мейерхольдом в спектакле "Последний решительный".
8. Статья
Никольский Евгений Викторович.
Аксикология грядущего в философский антиутопии Ярослава Мельника "Далекий простiр" / Никольский Евгений Викторович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 146-159. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Аксикология грядущего в философский антиутопии Ярослава Мельника "Далекий простiр" / Никольский Евгений Викторович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 146-159. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Украинская литература, Украинская ментальность, Ярослав Мельник, Аксиология, Свобода, Тоталитаризм, Антиутопия, Философская проза, Духовное зрение, Христианские ценности
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается произведение современного украинского писателя Ярослава Мельника, в котором представлен метафорический образ далекого будущего: Мир, населенный слепыми, тайно руководимый зрячими, тоталитарное государство и всеобщий конформизм. В романе представлены оппозиции: рабство и свобода, вера и неверие, рассматриваются проблемы духовной слепоты и поиска высших ценностей, Бога и правды. В финале делается вывод о том, что в данном произведении сочетаются стратегии элитарной и массовой культуры, жанры антиутопии и философского романа.
9. Статья
Карпов Денис Львович.
Андрей Машнин: откровение андеграунда 90-х гг. / Карпов Денис Львович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 307-316. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Андрей Машнин: откровение андеграунда 90-х гг. / Карпов Денис Львович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 307-316. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Машнин Андрей Иванович, Поэзия андеграунда, Рок-поэзия, Антигерой
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена лирике рок-поэта А. И. Машнина, представителя андеграунда 1990 годов и одного из ярких представителей новой формации авторов трагически переживающих "fin de siecle".
10. Статья
Семенова Александра Леонидовна.
Антиутопия как невозможность будущего: к будущему от прошлого без настоящего / Семенова Александра Леонидовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 98-106. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Антиутопия как невозможность будущего: к будущему от прошлого без настоящего / Семенова Александра Леонидовна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 98-106. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Утопия, Антиутопия, Миф, Публицистика, Будущее, Новый мир, Платонов Андрей Платонович, Замятин Евгений Иванович
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу утопических и антиутопических идей в русской публицистике начала 20 века и в русской литературе 1920-х годов. Прослеживается влияние антропогонического мифа на русскую общественную мысль.
11. Статья
Беренштейн Ефим Павлович (1957-2022).
Будетлянские словари Велимира Хлебникова / Беренштейн Ефим Павлович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 257-265. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будетлянские словари Велимира Хлебникова / Беренштейн Ефим Павлович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 257-265. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Хлебников Велимир, Слово, Звук, Лингвистика, Математика, Утопия, Словарь, Неологизм, Заумь, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются способы построения неологизмов Велимиром Хлебниковым, семантизация звукового и буквенного рядов, смысловая насыщенность заумного языка. Автор показывает русско-славянскую основу лингвистического эксперимента поэта. Дается структурно-семантический анализ словоновшеств и словариков Хлебникова.
12. Статья
Кошелев Вячеслав Анатольевич.
Будущее "до истории": "Снегурочка" А. Н. Островского / Кошелев Вячеслав Анатольевич
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 222-231. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее "до истории": "Снегурочка" А. Н. Островского / Кошелев Вячеслав Анатольевич
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 222-231. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Творчество Островского, Островский Александр Николаевич, Снегурочка, пьеса Островского, Утопия
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается "русская утопия" в "весенней сказке" "Снегурочка" А. Н. Островского и представления драматурга об идеальном "доисторическом будущем".
13. Статья
Поповкина Галина Сергеевна.
Будущее в житиях святых / Поповкина Галина Сергеевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 22-29. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее в житиях святых / Поповкина Галина Сергеевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 22-29. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Житие святых, Православие, Будущее, Мировоззрение
Подробнее
Аннотация: В статье на материале житий святых рассматриваются формы оповещения о будущем святыми или подвижниками, анализируются особенности отношения к будущему в православном мировоззрении.
14. Статья
Козьмина Елена Юрьевна.
Будущее в романах-антиутопиях / Козьмина Елена Юрьевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 123-132. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее в романах-антиутопиях / Козьмина Елена Юрьевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 123-132. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Роман-антиутопия, Фантастическое, Авнтюрно-философская фантастика, Философская сатира, Иносказательность, Гротеско-фантастическая традиция
Подробнее
Аннотация: В статье проводится разграничение двух вариантов романа-антиутопии: классического (философско-сатирического) и собственно фантастического. Одно из самых существенных различий заключается в способе изображения будущего времени, которое в классическом варианте тесно связано с злободневной реальностью автора и читателя, т. е. двупланово и иносказательно.
15. Статья
Титова Елена Витальевна.
Будущее как лирический сюжет в поэзии Леонида Губанова / Титова Елена Витальевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 275-283. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее как лирический сюжет в поэзии Леонида Губанова / Титова Елена Витальевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 275-283. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Губанов Леонид Георгиевич, Лирический сюжет, Взаимопроницаемость, Эстетические ориентиры
Подробнее
Аннотация: В поэзии Леонида Губанова (1946-1983) актуализирована мысль о будущем русской лирики. Поэт двигался по пути синтеза культурных традиций и пришел к созданию художественной концепции, согласно которой настоящее всегда оправдано и побеждено взамопроницаемостью прошлого и будущего. Лирический сюжет будущего у данного поэта основан не только и не столько на предсказаниях собственной судьбы, сколько на определении тех этико-эстетических ориентиров и пристрастий русской поэзии, которые способствуют ее выживанию в любые, даже в самые "непоэтические", времена.
16. Статья
Колымагин Борис Федорович.
Будущее как прошедшее / Колымагин Борис Федорович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 317-324. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее как прошедшее / Колымагин Борис Федорович
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 317-324. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Поэзия, Время, Машина времени, Молчание
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются литературные трансформации прошлого и будущего, взаимовлияние поэтических миров, имеющих разные временные ориентиры.
17. Статья
Зимина Наталья Юрьевна.
Будущее падших героинь Достоевского: прогнозы и реальность / Зимина Наталья Юрьевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 232-237. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее падших героинь Достоевского: прогнозы и реальность / Зимина Наталья Юрьевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 232-237. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Достоевский Федор Михайлович, Падшие женщины, Будущее
Подробнее
Аннотация: В данной работе рассматриваются различные варианты будущего падших женщин в творчестве Достоевского. В результате выявляются три возможных сценария: физическая гибель; существование в некоем неопределенном социальном положении, что более характерно для позднего периода творчества; "воскресение" героини, как правило, через разделение чужого страдания и отъезд на периферию цивилизации.
18. Статья
Грачева Алла Михайловна.
Будущее России в зеркале фэнтези русской эмигрантской литературы (роман Н. Н. Брешко-Брешковского "Когда рушатся троны...") / Грачева Алла Михайловна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 107-115. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее России в зеркале фэнтези русской эмигрантской литературы (роман Н. Н. Брешко-Брешковского "Когда рушатся троны...") / Грачева Алла Михайловна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 107-115. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Русская революция 1917 года, Эмигрантская литература, Брешко-Брешковский Николай Николаевич, Русская беллетристика
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрены поэтика и идейно-художественная концепция одного из классических произведений русской беллетристики. Роман основан на одном из футуристических прогнозов развития политической истории России.
19. Статья
Сорочан Александр Юрьевич.
Будущее: спасение или реабилитация? / Сорочан Александр Юрьевич
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 3-9. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Будущее: спасение или реабилитация? / Сорочан Александр Юрьевич
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 3-9. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Время, Литературные категории, Будущее, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Автор проводит исследование художественных репрезентаций времени.
20. Статья
Васильева Светлана Анатольевна.
Видения-пророчества в творчестве Ф. Н. Глинки / Васильева Светлана Анатольевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 30-36. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Видения-пророчества в творчестве Ф. Н. Глинки / Васильева Светлана Анатольевна
// Будущее как сюжет. - Тверь : Марина Батасова , 2014. - Вып. 3. - С. 30-36. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Творчество Глинки, Глинка Федор Николаевич, Видения, Психография, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Созданные под влиянием библейской традиции, видения Глинки посвящены противостоянию Востока и Запада, которые соотносятся с Россией и Европой, и будущему благоденствию России. Глинка считал свои видения высшим откровением. Вера писателя в возможность общения с потусторонним миром находит подтверждение в его занятиях психографией.