Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Кузьмин Кирилл Борисович.
Генезис научных представлений о феномене смысложизненных ориентаций личности / Кузьмин Кирилл Борисович, Махновец Сергей Николаевич
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 18-26. - Библиогр.: с. 25-26 (15 назв.).
Авторы: Кузьмин Кирилл Борисович, Махновец Сергей Николаевич
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Смысл жизни, Смысложизненные ориентации, Система, Метасистемный подход
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14495/
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается феномен «смысложизненных ориентаций» с точки зрения исторического развития этого понятия в философии, культурологии, психологии и других смежных областях. Анализируются онтологические аспекты термина «смысл жизни» в контексте культуры и истории. Также выделяются ключевые аспекты метасистемного подхода, представляющего собой перспективный метод для изучения сущностных характеристик «смысложизненных ориентаций» в личности.
2. Статья из журнала
bookCover
Ильина Олеся Сергеевна.
Духовно-нравственное развитие как новая образовательная область дошкольного образования / Ильина Олеся Сергеевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 247-257. - Библиогр.: с. 256-257 (12 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Курск, город, Духовно-нравственное развитие ребенка-дошкольник, Образование, Система непрерывного повышения квалификации
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14516/
Подробнее
Аннотация: Проведен анализ массового эксперимента по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях Курской области, который был осуществлён на базе специально созданной региональной апробационной площадки. Целью эксперимента была проверка гипотезы, что духовно-нравственное воспитание является новой образовательной областью дошкольного образования. Положительные результаты эксперимента, полученные в процессе духовно-нравственного воспитания детей, свидетельствуют о том, что в дошкольном образовании не только необходима, но и может быть успешно создана новая образовательная область – духовно-нравственное развитие. Теоретические разработки и педагогический опыт, полученный в ходе осуществления апробационной работы, могут быть успешно внедрены в систему дошкольного образования и востребованы разными специалистами: работниками системы управления образованием, учёными, но прежде всего педагогами, преподающими курс «Основы духовно-нравственной культуры» в детских садах.
3. Статья из журнала
bookCover
Жалагина Татьяна Анатольевна.
Категория профессиональной субъектности в отношении студентов – будущих психологов / Жалагина Татьяна Анатольевна, Писаревский Константин Леонидович
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 63-71. - Библиогр.: с. 70-71 (19 назв.).
Авторы: Жалагина Татьяна Анатольевна, Писаревский Константин Леонидович
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Субъектность, Профессиональная субъектность
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14500/
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается понятие профессиональной субъектности в отношении студентов – будущих психологов. Анализируется и уточняется сущность профессиональной субъектности с позиции различных авторов, раскрывается значимость формирования компонентов профессионального самоопределения у студентов психологов.
4. Статья из журнала
bookCover
Копылова Наталья Вячеславовна.
Концептуальные подходы к исследованию феномена профессионального становления студентов медицинского вуза / Копылова Наталья Вячеславовна , Михайлюк Юлия Васильевна
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 72-81. - Библиогр.: с. 80-81 (14 назв.).
Авторы: Копылова Наталья Вячеславовна , Михайлюк Юлия Васильевна
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Тверь, город, Концептуальным подходам, Личностно-профессиональное развитие, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14501/
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются различные подходы к изучению феномена профессионального становления у студентов медицинского вуза. В психологии труда личностное и профессиональное развитие являются взаимосвязанными аспектами профессионального становления, так как достижение профессионального мастерства зависит от развития ключевых личностно-профессиональных качеств. Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ подготовки и переподготовки специалистов в вузе, а также для создания новых учебных пособий и методических рекомендаций.
5. Статья из журнала
bookCover
Иванова Александра.
Между вкусом и смыслом: эстетическое оценивание как педагогический феномен / Иванова Александра, Милюгина Елена Георгиевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 151-160. - Библиогр.: с. 158-160 (30 назв.).
Авторы: Иванова Александра, Милюгина Елена Георгиевна
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Эстетическая культура, Эстетическое оценивание
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14508/
Подробнее
Аннотация: Поставлена задача разработать теоретическую базу для формирования способности юных художников, обучающихся в условиях дополнительного образования, к эстетическому оцениванию феноменов искусства и жизни. С помощью терминологического, дискурсивного и метасемантического анализа определено содержание понятия эстетического оценивания и выявлена специфика взаимодействия в его структуре вкусового и смыслового начал. Уточнена дефиниция понятия способности юных художников к эстетической оценке, разработана его структура и определены показатели сформированности применительно к юным художникам.
6. Статья
bookCover
Милюгина Елена Георгиевна.
Московская фортепианная школа середины XIX века перед выбором концепции профессионального развития: опыт А. И. Дюбюка / Милюгина Елена Георгиевна , Мерзликин Антон Дмитриевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 161-172. - Библиогр.: с. 170-172 (30 назв.).
Авторы: Милюгина Елена Георгиевна , Мерзликин Антон Дмитриевич
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Труды Тверского государственного университета, Фортепианная педагогика, Культурные ценности
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14509/
Подробнее
Аннотация: Актуализирована проблема поиска московской фортепианной школой в середине XIX в. концепции профессиональной подготовки пианистов в ответ на вызовы времени. В качестве ключевой концепции перехода проанализирована фортепианная педагогика главы московской школы А. И. Дюбюка, разработанная в предконсерваторский период его активности. Выявлена степень традиционности, новаторства и перспективности опыта А. И. Дюбюка для развития отечественного фортепианного искусства, определен его вклад в разработку основ отечественного профессионального фортепианного образования и прогнозирование направлений его дальнейшего развития.
7. Статья из журнала
bookCover
Сиротюк Алла Леонидовна.
Нейропсихологический подход к реабилитации бойцов после локальных поражений головного мозга / Сиротюк Алла Леонидовна, Сиротюк Анастасия Сергеевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 133-141. - Библиогр.: с. 140-141 (8 назв.).
Авторы: Сиротюк Алла Леонидовна, Сиротюк Анастасия Сергеевна
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Нейропсихологический подход, Системная динамическая локализация высших психических функций
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14506/
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается проблема нейропсихологической реабилитации бойцов после локальных поражений головного мозга в ходе специальной военной операции. Дается функциональное описание структурнофункциональных блоков головного мозга. Предлагаются методы восстановления высших психических функций. Приводятся примеры упражнений для нейропсихологической реабилитации структурнофункциональных блоков головного мозга.
8. Статья из журнала
bookCover
Водопьянова Наталия Евгеньевна.
Особенности профессионального выгорания специалистов в области IT-разработки с различным содержанием профессиональной деятельности / Водопьянова Наталия Евгеньевна, Сабитова Екатерина Александровна
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 35-43. - Библиогр.: с. 42-43 (11 назв.).
Авторы: Водопьянова Наталия Евгеньевна, Сабитова Екатерина Александровна
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Санкт-Петербург, город, Профессиональная адаптация, Профессиональное выгорание
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14497/
Подробнее
Аннотация: Раскрыта специфика профессионального выгорания у специалистов в области IT-разработки с различным содержанием профессиональной деятельности: программистов, тестировщиков, аналитиков, менеджеров проектов и продуктов, а также других специализаций. Для изучения особенностей профессионального выгорания специалистов в области ITразработки использована методика Н.Е. Водопьяновой для ITспециалистов. Проявления профессионального выгорания не имеют значимых различий у работников IT-сферы с различной специальностью, не зависят от уровня должности, стажа работы по специальности и в конкретной компании.
9. Статья из журнала
bookCover
Бабичев Игорь Витальевич.
Особенности профессионального становления личности в спорте / Бабичев Игорь Витальевич
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 27-34. - Библиогр.: с. 33-34 (15 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Психологическое становление, Профессионально-личностное развитие, Москва, город, Детско-юношеский спорт
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14496/
Подробнее
Аннотация: Целью настоящего исследования является определение основных особенностей процесса профессионального становления личности в спорте, в том числе, в аспекте его периодизации. В статье в качестве основных особенностей профессионального становления спортсменов выделены следующие: раннее начало профессионального становления; существенно меньшие по продолжительности этапы профессионального становления в сравнении с другими видами деятельности; отсутствие образовательного этапа профессионального становления; необходимость рассматривать эффективность профессионального становления в спорте, в том числе, с учетом раннего окончания спортивной карьеры и возможности эффективной профессионализации в новых видах труда.
10. Статья из журнала
bookCover
Макарова Оксана Александровна.
Проблема выбора метода при изучении профессионально важных качеств оператора получения непрерывного стекловолокна / Макарова Оксана Александровна, Кандыбович Сергей Львович , Разина Татьяна Валерьевна
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 95-107. - Библиогр.: с. 106-107 (14 назв.).
Авторы: Макарова Оксана Александровна, Кандыбович Сергей Львович , Разина Татьяна Валерьевна
Ключевые слова: Психология, Педагогика, Москва, город, Оператор получения непрерывного стекловолокна, Критерии успешности
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14503/
Подробнее
Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ возможностей двух методов исследования профессионально важных качеств (ПВК) оператора получения непрерывного стекловолокна. Представлены результаты диагностического обследования ПВК операторов методом тестирования и методом экспертных оценок. Осуществлен анализ соотношения полученных результатов и доказано наличие ряда ограничений в представлениях экспертов о необходимых качествах для оператора и представленности этих качеств у сотрудников. Показаны дополнительные ограничения применения экспертной оценки в психологических исследованиях.
11. Статья из журнала
bookCover
Григорян Арсен Рафикович.
Психодиагностическое исследование индивидуально-психологических особенностей руководителей разноуровневых подразделений регионального МЧС / Григорян Арсен Рафикович
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 44-52. - Библиогр.: с. 51-52 (10 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Тверь, город, Индивидуально-психологические особенности, Управленческая деятельность, Коммуникативные, Мотивационно-волевые
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14498/
Подробнее
Аннотация: В статье приведены результаты исследованиея индивидуальнопсихологических особенностей руководителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области среднего и старшего уровня, как субъектов труда. Рассматриваются симптомокомплексы коммуникативных, эмоциональных, интеллектуальных и мотивационно-волевых свойств личности руководителей МЧС среднего и старшего уровня. Разработан комплексный психологический портрет руководителей МЧС.
12. Статья из журнала
bookCover
Рожкин Александр Владимирович.
Психологические особенности, способствующие и препятствующие трудоустройству безработных инженерно-технических работников предпенсионного возраста / Рожкин Александр Владимирович
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 108-117. - Библиогр.: с. 116-117 (18 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Инженерно-технические работники, Трудоустройство, Дискриминация по возрасту, Предпенсионный возраст
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14504/
Подробнее
Аннотация: С целью выявления психологических условий, способствующих и препятствующих трудоустройству безработных инженерно-технических работников (ИТР) предпенсионного возраста, проведено эмпирическое исследование. Использовались методы экспертных оценок, метод последовательной динамической оценки (МПДО), тестирования. Были установлены следующие условия, способствующие трудоустройству безработных ИТР предпенсионного возраста: компетентность, ответственность, настойчивость, эмоциональная стабильность, грамотность, быстрота и эффективность. Также были установлены условия, препятствующие трудоустройству ИТР предпенсионного возраста: повышенная тревожность, неконструктивная мотивация избегания неудач и экстернальный локус контроля, безответственность, эгоистичность, незнание современных профессиональных технологий, нежелание учиться, дефицит времени, собственные представления, внезапность возникновения различны ситуаций на этапах трудоустройства, недостаток информации.
13. Статья из журнала
bookCover
Хайруллин Раиль Агзамович.
Психологическое консультирование как способ оказания помощи субъектам труда, переживающим профессиональную дезадаптацию / Хайруллин Раиль Агзамович
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 270-278. - Библиогр.: с. 277-278 (15 назв.).
Ключевые слова: Онлайнтерапия, Педагогика, Психология, Санкт-Петербург, город, Профессиональное неблагополучие, Субъекты труда
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14518/
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается специфика психологического консультирования в ситуации профессионального неблагополучия. Профессиональная дезадаптация рассматривается как фактор, способный привести к рискам профессионального выгорания как системного деструктивного состояния, в котором объединяются личное и профессиональное неблагополучие. Значение психологического консультирования в этом контексте становится стратегическим активом для компании в целом, поскольку вносит вклад в устойчивое развитие организации и помогает работодателям сократить дополнительные расходы, связанные со снижением производительности и текучестью кадров. В статье дается обзор психологических исследований, объединяющих проблематику профессионального неблагополучия и принципов психологической помощи в ситуациях профессиональных и личных психологических деформаций, в том, числе, в контексте онлайнтерапии.
14. Статья из журнала
bookCover
Комарова Оксана Николаевна.
Семья как ресурс жизнестойкости в подростковом возрасте / Комарова Оксана Николаевна, Рассказова Алла Львовна
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 5-17. - Библиогр.: с. 16-17 (16 назв.).
Авторы: Комарова Оксана Николаевна, Рассказова Алла Львовна
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Москва, город, Жизнестойкость, Ресурсы семьи, Сплоченность
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14494/
Подробнее
Аннотация: Проанализированы психологические аспекты различных подходов к проблеме ресурсов семьи, теоретически обоснована связь характера семейных взаимоотношений и особенностей жизнестойкости подростков. Важными ресурсами семейной системы в контексте жизнестойкости подростка выступают такие показатели, как степень дифференциации семьи, гибкость и сплоченность семейной системы, коммуникативные навыки семьи в решении сложных вопросов своего функционирования. В исследовании приняли участие 160 респондентов: 80 подростков (40 юношей и 40 девушек) и 80 родителей. Возраст подростков составляет 14–16 лет. Сбор данных производился с использованием «Теста жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); методики диагностики самооценки личности ДембоРубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); методики «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова в модификации И.И. Махониной; опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Д.Х. Олсона). Обнаружены различия в стилях воспитания родителей юношей и девушек. Изложены результаты показателей уровней жизнестойкости подростков в зависимости от стилей воспитания.
15. Статья из журнала
bookCover
Муравьева Анна Александровна.
Системы образования востока и запада – возможности сотрудничества / Муравьева Анна Александровна, Олейникова Ольга Николаевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 213-227. - Библиогр.: с. 224-226 (28 назв.).
Авторы: Муравьева Анна Александровна, Олейникова Ольга Николаевна
Ключевые слова: Образование, Педагогика, Психология, Москва, город, Философия образования
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14513/
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются возможности взаимодействия и обогащения когнитивной философии образования и образовательной практики стран условного Запада и условного Востока. Актуальность обусловлена развитием международного образования в контексте усиления академических обменов, академической мобильности в условиях глобализации и смены контура взаимодействия Глобального Юга и Глобального Севера. Рассмотрены области дискурса в отношении ценностей, традиций, образовательных теорий и практик образования Востока и Запада, а также направления их дальнейшего развития в контексте усложняющихся вызовов. Подтверждена онтологическая общность систем образования на Востоке и Западе и свойственных им процессов познания и эпистемологий. Результатами исследования являются предложения по эффективному использованию взаимно значимых параметров обеих систем для дальнейшего развития международного измерения в образовании. Новизна исследования состоит в рассмотрении системы образования с позиций антиномиии, условно названной «восточное образование – западное образование.
16. Статья из журнала
bookCover
Руднева Татьяна Ивановна.
Современная педагогическая наука: методологические проблемы / Руднева Татьяна Ивановна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 173-181. - Библиогр.: с. 180-181 (9 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Наука, Психология, Самара, город, Образование, Педагогическое исследование, Методология
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14510/
Подробнее
Аннотация: В статье акцентируется внимание на методологических позициях современной педагогики, реализующей интегрированную функцию. Будучи самостоятельной наукой, педагогика идёт на интеграцию с другими науками, приобретая междисциплинарный характер. В этих условиях педагогическое исследование также может быть междисциплинарным для получения объективных научных данных о современном образовательном процессе. Обращается внимание на объект педагогики – образование, к проблемам которого обращаются представители разных научных сфер. Комплексное исследование способствует всестороннему изучению педагогических процессов и различных аспектов инновационного образования. Комплексность становится главным педагогическим принципом педагогики. Дискуссионным является вопрос о сохранении педагогикой своей системообразующей роли, что будет способствовать развитию педагогических наук, улучшению педагогической практики за счёт внедрения результатов комплексного исследования.
17. Статья из журнала
bookCover
Дубинина Анастасия Андреевна.
Социальная активность студенческой молодежи: содержание, структура, критерии диагностики / Дубинина Анастасия Андреевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 239-246. - Библиогр.: с. 245-246 (14 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Студенческая молодежь, Социальная активность, Структура социальной активности, Инициативность, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14515/
Подробнее
Аннотация: Формирование и развитие социальной активности российского студенчества рассматривается в исследовании как непреложное условие его успешной социализации, что выступает гарантом дальнейшей личностной и профессиональной самореализации. Поскольку для практического решения этой задачи необходимо разработать педагогическую модель формирования социальной активности студентов в современных социокультурных условиях, в исследовании определяются теоретические основы такой модели. Описаны содержание и структура понятия социальной активности, выявлены показатели, позволяющие оценить уровень социальной активности студенческой молодежи, определены критерии для диагностики уровня развития социальной активности студентов.
18. Статья из журнала
bookCover
Дивногорцева Светлана Юрьевна.
Социально-педагогический благотворительный проект в содержании образования магистрантов конфессионального вуза / Дивногорцева Светлана Юрьевна, Тихонова Елена Сергеевна, Тишкина Мария Ивановна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 142-150. - Библиогр.: с. 149-150 (9 назв.).
Авторы: Дивногорцева Светлана Юрьевна, Тихонова Елена Сергеевна, Тишкина Мария Ивановна
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Москва, город, Проектирование, Содержание педагогического образования, Образование
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14507/
Подробнее
Аннотация: В статье обосновывается значение социально-педагогического проектирования в содержании образовательной программы магистратуры, связанной с изучением и анализом новых тенденций образования в контексте православной культуры. Показана логика авторов образовательной программы при выстраивании межпредметной связи курсов подготовки магистрантов, нацеленных на изучение обучающимся теории педагогического проектирования, актуальных проблем специального и инклюзивного образования, практики организации и разработки социально-педагогических благотворительных проектов, отражающих историческое служение Русской Православной Церкви. Обозначены задачи, которые решает включение в содержание образовательного процесса вуза деятельности по социально -педагогическому проектированию, а также перспективы этой работы.
19. Статья из журнала
bookCover
Леньков Сергей Леонидович.
Социальные и профессиональные детерминанты вовлеченности в сферу искусственного интеллекта / Леньков Сергей Леонидович, Рубцова Надежда Евгеньевна
// Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь, 2025. - № 1. - С. 82-94. - Библиогр.: с. 93 (14 назв.).
Авторы: Леньков Сергей Леонидович, Рубцова Надежда Евгеньевна
Ключевые слова: Образование, Профессия, Москва, город, Искусственный интеллект, Сфера искусственного интеллекта, Вовлеченность в сферу искусственного интеллекта
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14502/
Подробнее
Аннотация: Цель исследования – выявление влияния на вовлеченность в сферу искусственного интеллекта ряда социальных и профессиональных факторов, таких как пол, возраст, профиль профессиональной деятельности и профессиональной подготовки, регион работы или учебы и др. Теоретико-методологические основания составили субъектноинформационный подход, интегративно-типологический подход к психологической классификации профессиональной деятельности, авторская концепция вовлеченности в сферу искусственного интеллекта. Для психодиагностики применялся «Опросник вовлеченности в сферу искусственного интеллекта» (С.Л. Леньков и др., 2025), позволяющий определить выраженность искомой вовлеченности как общую, так и для ее составляющих – когнитивной, мотивационной, аффективной и поведенческой вовлеченности. Выборка включила 612 респондентов в возрасте от 17 до 76 лет, в числе которых работающие специалисты различного профиля, а также студенты и аспиранты колледжей и вузов. Выявлены факторы, оказывающие статистически значимые влияния на вовлеченность в сферу искусственного интеллекта. Данные закономерности (за исключением влияния фактора пола) установлены впервые как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Перспективы их прикладного применения связаны с внедрением систем искусственного интеллекта в сферу труда и соответствующей модернизацией общего и профессионального образования.
20. Статья из журнала
bookCover
Медникова Людмила Сергеевна.
Специфика структурных компонентов нравственной сферы подростков с умственной отсталостью / Медникова Людмила Сергеевна, Матасов Юрий Тимофеевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 1. - С. 118-132. - Библиогр.: с. 130-131 (23 назв.).
Авторы: Медникова Людмила Сергеевна, Матасов Юрий Тимофеевич
Ключевые слова: Педагогика, Психология, Санкт-Петербург, город, Подростки с умственной отсталостью, Просоциальная позиция
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/14505/
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты пилотного эксперимента, целью которого стало изучение нравственной сферы как многокомпонентного образования личности подростков с умственной отсталостью. Экспериментальному исследованию были подвергнуты представления подростков о нравственности, их отношение к нравственным нормам и нравственная самооценка, переживаемые ими нравственные чувства, а также поведение в ситуациях нравственного выбора. Результаты проведенного пилотного эксперимента позволяют говорить о специфике компонентов нравственной сферы подростков с умственной отсталостью. Сделанные выводы основываются на психологическом анализе самооценок испытуемых и последующей их типологизации, а также качественном анализе результатов решения подростками предложенных им проблемных ситуаций и в целом свидетельствуют о просоциальной направленности личности подростков и готовности следовать общепринятым нравственным нормам.
12