Найдено документов - 16 | Статьи из номера журнала (сборника): Слово и текст: психолингвистический подход : сборник научных трудов. Вып. 1 / М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т ; [редкол.: А. А. Залевская (отв. ред.) и др.]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - 173, [1] с. : ил., табл. - Библиогр. в конце ст. - 55.00. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Семенова Евгения Сергеевна.
Библеизм как средство речевого воздействия / Семенова Евгения Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 141-149. - Библиогр.: с. 148-149.
Библеизм как средство речевого воздействия / Семенова Евгения Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 141-149. - Библиогр.: с. 148-149.
Ключевые слова: Языкознание, Лексикология, Лексика, Библеизмы, Речевое воздействие, Понимание текста, Труды Тверского государственного университета, Словарный состав языка, Заимствования
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004787t.pdf
Подробнее
Аннотация: Оказывая формирующее воздействие на культуру, духовность и менталитет, Библия не могла оказать своего влияния и на язык. В статье отмечается большая насыщенность библеизмами лексики русского языка. Особого внимания заслуживают предикативные библейские выражения, представленные в форме различных наставлений, назиданий, советов, предостережений. Изучение библеизмов как средства речевого воздействия актуально в наше время, когда пристальное внимание уделяется духовному развитию общества.
2. Статья
Медведева Ирина Львовна.
К какому типу знаний относится знание слов? / Медведева Ирина Львовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 99-112. - Библиогр.: с. 111-112.
К какому типу знаний относится знание слов? / Медведева Ирина Львовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 99-112. - Библиогр.: с. 111-112.
Ключевые слова: Языкознание, Психолингвистика, Индивидуальный лексикон человека, Память, Понимание текста, Слово, Термин, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004785t.pdf
Подробнее
Аннотация: Автор статьи обращается к данным когнитивной науки, исследующей феномен знания, пытаясь выяснить, что скрывается за формулой "знать слово", отмечает, что в настоящее время нет четкого ответа на вопрос о том, как хранятся в памяти индивида усвоенные им слова. В статье затрагиваются вопросы психолингвистики и индивидуального лексикона человека.
3. Статья
Хватова Светлана Сергеевна.
Лингвокультурная информативность прецедентного имени / Хватова Светлана Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 153-157. - Библиогр.: с.157.
Лингвокультурная информативность прецедентного имени / Хватова Светлана Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 153-157. - Библиогр.: с.157.
Ключевые слова: Языкознание, Теория языка, Психолингвистика, Лексикология, Прецедентное высказывание, Прецедентное имя, Лексикон человека, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004789t.pdf
Подробнее
Аннотация: Прецедентное имя, по мнению автора, постепенно входит практически во все сферы деятельности человека и являются значимой частью лексикона. Предложение с прецедентным именем не только образно, но и предельно лаконично. Использование этого приема журналистами - определенное свидетельство их творческого индивидуального подхода к материалу.
4. Статья
Галкина Ольга Владимировна.
Метафора как инструмент восприятия нового / Галкина Ольга Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 19-25. - Библиогр.: с. 24-25.
Метафора как инструмент восприятия нового / Галкина Ольга Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 19-25. - Библиогр.: с. 24-25.
Ключевые слова: Языкознание, Терминология, Номинация, Терминообразование, Метафора, Терминологическое обеспечение, Компьютер, Интерфейс пользователя, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004777t.pdf
Подробнее
Аннотация: Появившийся в последнее время стиль научного изложения ориентирован не только на изложение научных понятий. Наибольший интерес среди семантических видов терминообразования представляет метафоризация. Идея использования метафор при создании интерфейса пользователя в настоящее время широко используется разработчиками программ. В статье описываются экспериментальные исследования, проводимые с целью повышения эффективности обучения и работы с интерфейсом.
5. Статья
Соломаха Вера Андреевна.
Особенности психолингвистического исследования сравнения / Соломаха Вера Андреевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 149-152. - Библиогр.: с. 152.
Особенности психолингвистического исследования сравнения / Соломаха Вера Андреевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 149-152. - Библиогр.: с. 152.
Ключевые слова: Языкознание, Лексикология, Семантика, Сравнение, Фразеология, Психолингвистика, Сравнительное языкознание, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004788t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье предпринимается попытка представления лексико-семантических полей сравнения с психолингвистической точки зрения. Поскольку сравнение имеет выход в единую концептуальную систему человека, перед нами стоит задача выявления механизмов создания образной фразеологической картины мира и отображения ее средствами различных языков.
6. Статья
Масленникова Евгения Михайловна.
Поливариантность понимания как свойство художественного текста / Масленникова Евгения Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 84-92. - Библиогр.: с. 91-92.
Поливариантность понимания как свойство художественного текста / Масленникова Евгения Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 84-92. - Библиогр.: с. 91-92.
Ключевые слова: Языкознание, Перевод, Герменевтика, Художественный текст, Понимание текста, Переводная множественность, Переводящий язык, Труды Тверского государственного университета, Интерпретирование текста
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004783t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблемам перевода художественного поэтического текста. По мнению автора в системе переводящего языка могут присутствовать несколько оптимальных переводов, за каждым из которых стоит переводчик с индивидуально-понятийной сферой. Это становится причиной переводной множественности, а близость переводческих решений определяется сосуществованием переводчиков в единой пространственно-временной обстановке.
7. Статья
Иванова Ольга Владимировна.
Проблемы исследования динамических аспектов овладения лексикой неродного языка / Иванова Ольга Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 63-69. - Библиогр.: с. 68-69.
Проблемы исследования динамических аспектов овладения лексикой неродного языка / Иванова Ольга Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 63-69. - Библиогр.: с. 68-69.
Ключевые слова: Иностранные языки, Преподавание иностранных языков, Билингвизм, Психолингвистика, Перевод, Лексикология, Индивидуальный лексикон человека, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004782t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблемам освоения студентами лексики неродного языка. В качестве контроля усвоения лексики чужого языка остается обращение к переводу. Исследования, проведенные в Тверском государственном университете показали, что дальнейшее изучение динамических аспектов усвоения лексики второго иностранного языка возможно при учете достижений психологии памяти и психологии развития.
8. Статья
Зайцева Елена Анатольевна.
Проблемы оценки и самооценки меры освоенности лексической единицы / Зайцева Елена Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47.
Проблемы оценки и самооценки меры освоенности лексической единицы / Зайцева Елена Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 47.
Ключевые слова: Иностранные языки, Билингвизм, Преподавание иностранных языков, Психолингвистика, Лексикон человека, Лексическая единица, Слово, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004779t.pdf
Подробнее
Аннотация: В настоящей работе наряду с вопросами, связанными с разными аспектами знания слова, обсуждается проблема необходимости исследовательских инструментальных средств, которые могли бы предоставить гораздо больше информации касательно знания слов. Эта проблема представляет важность не только для психолингвистики, но и для методики преподавания иностранных языков.
9. Статья
Гвоздева Ольга Леонардовна.
Промежуточный язык: решение проблем или возникновение новых? / Гвоздева Ольга Леонардовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 25-32. - Библиогр.: с. 31-32.
Промежуточный язык: решение проблем или возникновение новых? / Гвоздева Ольга Леонардовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 25-32. - Библиогр.: с. 31-32.
Ключевые слова: Иностранные языки, Обучение иностранным языкам, Психолингвистика, Промежуточный язык, Индивидуальное знание, Восприятие, Труды Тверского государственного университета, Речевая деятельность
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004778t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье дается определение понятия "промежуточный язык", исторя развития этого понятия, а также рассматривается его роль и значимость при обучении иностранному языку.
10. Статья
Медведев А. А.
Различные подходы к проблеме эвфемистического речевого воздействия / А. А. Медведев
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 92-99. - Библиогр.: с. 98-99.
Различные подходы к проблеме эвфемистического речевого воздействия / А. А. Медведев
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 92-99. - Библиогр.: с. 98-99.
Ключевые слова: Языкознание, Дискурс, Политический дискурс, Речевое воздействие, Эвфемизмы, Эвфемистическое речевое воздействие, Психолингвистика, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004784t.pdf
Подробнее
Аннотация: Автор в дает определение эвфемистическому речевому воздействию, его использованию в политическом дискурсе. В частности, в исследовании политического дискурса выделяются понятия его истинного аспекта и эвфемизации как стратегии отклонения от истины.
11. Статья
Залевская Александра Александровна.
Различные подходы к трактовке языка / Залевская Александра Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 48-55. - Библиогр.: с. 54-55.
Различные подходы к трактовке языка / Залевская Александра Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 48-55. - Библиогр.: с. 54-55.
Ключевые слова: Языкознание, Психолингвистика, Лексикон человека, Язык, Понимание текста, Интегративный подход, Исследования языка, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004780t.pdf
Подробнее
Аннотация: Автор в своей статье обращается к проблеме исследования и трактовки языка. Приведя данные различных лингвистических школ и крупнейших ученых - лингвистов по данному вопросу, автор подчеркивает, что будущее в исследовании языка принадлежит интегративному подходу, в заключении отмечая, что комплексные междисциплинарные исследования человека уже ведутся.
12. Статья
Швец Наталья Олеговна.
Смена системы координат в лингвистических исследованиях / Швец Наталья Олеговна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 164-169. - Библиогр.: с. 168-169.
Смена системы координат в лингвистических исследованиях / Швец Наталья Олеговна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 164-169. - Библиогр.: с. 168-169.
Ключевые слова: Языкознание, Психолингвистика, Когнитивная семантика, Когнитивная деятельность человека, Языковое сознание, Лингвистика, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004791t.pdf
Подробнее
Аннотация: По мнению автора, в современной науке о языке растет понимание того, что все исследовательские координаты должны перекрещиваться на человеке. Язык следует изучать в контексте и во взаимодействии со всеми другими видами физической и психической деятельности человека, т. к. человек - целостное "устройство".
13. Статья
Хурсевич Вероника Витальевна.
Стратегия опоры на аналогию с лексикой родного языка в условиях учебного билингвизма / Хурсевич Вероника Витальевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 158-164. - Библиогр.: с. 163-164.
Стратегия опоры на аналогию с лексикой родного языка в условиях учебного билингвизма / Хурсевич Вероника Витальевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 158-164. - Библиогр.: с. 163-164.
Ключевые слова: Языкознание, Билингвизм, Межъязыковые синонимы, Ложные друзья переводчика, Лексикология, Перевод, Когнаты, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004790t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается группа слов, относящихся к "ложным друзьям переводчика", и проводится экспериментальное исследование слов этой группы. Автор считает необходимым разграничить такие понятия как когнаты,"ложные друзья переводчика", интернационализмы, омологизмы, а также исследовать стратегию опоры на аналогию с лексикой родного языка в условиях учебного билингвизма.
14. Статья
Золотова Наталья Октябревна.
Теория хаоса: новая концепция мироздания / Золотова Наталья Октябревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 56-62. - Библиогр.: с. 62.
Теория хаоса: новая концепция мироздания / Золотова Наталья Октябревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 56-62. - Библиогр.: с. 62.
Ключевые слова: Языкознание, Философия языкознания, Теория хаоса, Парадокс времени, теория, Закон природы, теория, Лексикон человека, Ментальные системы, Труды Тверского государственного университета, Психолингвистика
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004781t.pdf
Подробнее
Аннотация: Автор статьи на основе законов физики неравновесных процессов, теорий парадокса времени, закона природы и т.д., приходит к выводу, что использование теории хаоса в социальной и когнитивной психологии, а также в психолингвистике позволяет глубже понять эволюцию и самоорганизацию сложных систем, к которым относятся и ментальные.
15. Статья
Шумова Нина Сергеевна.
Формально-семантическое сходство слов и потенциальный словарь билингва / Шумова Нина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 169-173. - Библиогр.: с. 173.
Формально-семантическое сходство слов и потенциальный словарь билингва / Шумова Нина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 169-173. - Библиогр.: с. 173.
Ключевые слова: Языкознание, Билингвизм, Перевод, Омологические связи, Омологизмы, Лексикология, Психолингвистика, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004792t.pdf
Подробнее
Аннотация: По мнению автора идентификация нового слова и его сознание по имеющимся моделям - два противоположно направленных процесса речевой деятельности, для которых формально-семантическое сходство лексики является основой. Потенциальный словарь билингва можно условно разделить на две части, одна из которых базируется на омологических связях внутри изучаемого языка, другая - между языками.
16. Статья
Михайлова Светлана Евгеньевна.
Экспериментальное исследование особенностей понимания крылатых слов носителями русского языка / Михайлова Светлана Евгеньевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 112-118. - Библиогр.: с. 117-118.
Экспериментальное исследование особенностей понимания крылатых слов носителями русского языка / Михайлова Светлана Евгеньевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2003. - С. 112-118. - Библиогр.: с. 117-118.
Ключевые слова: Языкознание, Герменевтика, Понимание текста, Крылатые слова, Канонические крылатые слова, Трансформированные крылатые слова, Труды Тверского государственного университета, Психолингвистика
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts2/0004786t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье приводятся материалы исследования по обширному корпусу крылатых слов, взятому из текстов средств массовой информации. В результате исследования автор приходит к заключению, что семантика канонического крылатого слова и семантика трансформированного крылатого слова различаются. В случае с трансформированным крылатым словом поверхностное значение играет важную роль в формировании смысла. Далее автор отмечает большое количество трактовок крылатых слов, полученных в результате исследований.