Найдено документов - 69 | Статьи из номера журнала (сборника): Горизонты психолингвистики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора, заслуженного деятеля науки РФ А. А. Залевской (г. Тверь, 23-24 октября 2009 г.) / Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Твер. гос. ун-т" ; [редкол.: Е. М. Масленникова (отв. ред.) и др.]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - 322 с., [1] цв. л. портр. : табл. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-7609-0548-2 : 130.00. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Чугунова С. А.
"Корпореальное время": анализ эксперимента / С. А. Чугунова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 297-301. - Библиогр.: с. 300-301 (9 назв.).
"Корпореальное время": анализ эксперимента / С. А. Чугунова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 297-301. - Библиогр.: с. 300-301 (9 назв.).
Ключевые слова: Корпореальное время, Анализ, Эксперимент, Психолингвистика, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Изыскания по проблеме концептуализации времени проводятся с различных позиций, которые по-разному трактуют понятие концепта, с помощью которого объясняются ментальные и психические ресурсы нашего сознания.
2. Статья
Манаенко Г. Н.
"Мир общения": диалектика значений "Мира текста" и смыслов "Мира дискурса" / Г. Н. Манаенко
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 172-176. - Библиогр.: с. 176 (6 назв.).
"Мир общения": диалектика значений "Мира текста" и смыслов "Мира дискурса" / Г. Н. Манаенко
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 172-176. - Библиогр.: с. 176 (6 назв.).
Ключевые слова: Мир общения, Диалектика, Мир текста, Мир дискурса, Языковой модуль, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В качестве исходного положения в статеь принимаются высказывание Г. Гийома, согласно которому: "По природе сознание склонно к использованию языка для выражения мысли, которую надо сообщить кому-то, или же для ее прояснения самому себе".
3. Статья
Tarasova E. I.
Compounds: compositional or non - compositional? / E. I. Tarasova
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 282-286. - Библиогр.: с. 286 (8 назв.).
Compounds: compositional or non - compositional? / E. I. Tarasova
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 282-286. - Библиогр.: с. 286 (8 назв.).
Ключевые слова: Compounds, Reasons, Important, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Compounds have been considered by linguists a particularly intriguing phenomenon for at least two reasons.
4. Статья
Арсеньев Г.
Александре Александровне Залевской / Г. Арсеньев
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 8-11.
Александре Александровне Залевской / Г. Арсеньев
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 8-11.
Ключевые слова: Старость, Душа, Ладонь, Линия жизни, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Посвящение строк Залевской А. А. Выдержки из стихотворений.
5. Статья
Травкина Альбина Дмитриевна.
Аттрактивные свойства поэтического языка / Травкина Альбина Дмитриевна
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 287-291. - Библиогр.: с. 291 (8 назв.).
Аттрактивные свойства поэтического языка / Травкина Альбина Дмитриевна
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 287-291. - Библиогр.: с. 291 (8 назв.).
Ключевые слова: Аттрактивные свойства, Поэтика, Язык, Функции языка, Метафизика, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Современное представление о поэтической функции языка в значительной степени задано Р. Якобсоном, определившим ее как "направленность на сообщение как таковое, сосредоточенность на сообщении ради него самого".
6. Статья
Комина Наталья Анатольевна.
Взаимодействие коммуникативных единиц в диалогическом общении / Комина Наталья Анатольевна
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 135-139. - Библиогр.: с. 139 (13 назв.).
Взаимодействие коммуникативных единиц в диалогическом общении / Комина Наталья Анатольевна
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 135-139. - Библиогр.: с. 139 (13 назв.).
Ключевые слова: Коммуникативные единицы, Прагматика, Аспект, Единство, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Неотъемлемой частью широкого круга проблем, связанных с исследованием функционального аспекта диалога, является рассмотрение взаимодействия коммуникативных единиц.
7. Статья
Мохамед Н. В.
Взаимодействие лексиконов двух языков при порождении речи ребенком-билингвом / Н. В. Мохамед
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 319-322. - Библиогр.: с. 322 (5 назв.).
Взаимодействие лексиконов двух языков при порождении речи ребенком-билингвом / Н. В. Мохамед
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 319-322. - Библиогр.: с. 322 (5 назв.).
Ключевые слова: Лексикон, Билинг, Речь, Ребенок, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются некотрые аспекты взаимодействия подсистем немецкого и русского языков на примере анализа речевых ошибок двух девочек-билингвов, говорящих на немецком и русском языках и растущих в немецкоязычной среде.
8. Статья
Шабалина О. В.
Взаимосвязь когнитивного, языкового и коммуникативно-речевого аспектов в детской метафоре / О. В. Шабалина
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 301-305. - Библиогр.: с. 305 (14 назв.).
Взаимосвязь когнитивного, языкового и коммуникативно-речевого аспектов в детской метафоре / О. В. Шабалина
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 301-305. - Библиогр.: с. 305 (14 назв.).
Ключевые слова: Речевые аспекты, Ментальный процесс, Человек, Язык, Метафора, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Расширение научных представленийо метафоре в последнее время связано с изучением ее не только как языкового средства, но и как базового ментального процесса, с помощью которого человек понимает одну облатсь знаний через другую.
9. Статья
Сухова Н. А.
Гендерные исследования в процессе обучения иностранным языкам в России и Австрии / Н. А. Сухова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 277-281. - Библиогр.: с. 281 (4 назв.).
Гендерные исследования в процессе обучения иностранным языкам в России и Австрии / Н. А. Сухова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 277-281. - Библиогр.: с. 281 (4 назв.).
Ключевые слова: Россия, Гендерные исследования, Процесс обучения, Иностранные языки, Австрия, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В данной статье идет речь о том, как в 2007 и 2008 годах были проведены ассоциативные эксперименты в Зальцбургском университете в Австрии, в Санкт-Петербурге педагогическом университете им. А. И. Герцена и в Ленинградском го государственном университете и в России.
10. Статья
Красных В. В.
Грамматика и словарь лингвокультуры как объект изучения этнопсихолингвистики / В. В. Красных
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 145-151. - Библиогр.: с. 151 (6 назв.).
Грамматика и словарь лингвокультуры как объект изучения этнопсихолингвистики / В. В. Красных
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 145-151. - Библиогр.: с. 151 (6 назв.).
Ключевые слова: Грамматика, Язык, Словарь, Лингвокультура, Культура, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В современных исследованиях язык, сознание, культура и лингвокультура Home Loguens все чаще рассматриваются как неразрывные и неслиянные составляющие единого комплекса.
11. Статья
Палкова Анна Викторовна.
Граффити как средство коммуникации: аспекты понимания текстов граффити / Палкова Анна Викторовна
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 207-211. - Библиогр.: с. 211 (13 назв.).
Граффити как средство коммуникации: аспекты понимания текстов граффити / Палкова Анна Викторовна
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 207-211. - Библиогр.: с. 211 (13 назв.).
Ключевые слова: Граффити, Феномен, Городская культура, Коммуникация, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению феномена граффити в современной городской культуре и аспектов понимания текстов граффити.
12. Статья
Курганова Н. И.
Динамический характер коллективного знания / Н. И. Курганова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 157-161. - Библиогр.: с. 161 (15 назв.).
Динамический характер коллективного знания / Н. И. Курганова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 157-161. - Библиогр.: с. 161 (15 назв.).
Ключевые слова: Динамический характер, Коллективное знание, Язык, Ученый, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Следует заметить, что именно А. А. Залевской принадлежит заслуга в выделении и разграничении двух типов знания: коллективного и индивидуального, при этом, ученый считает необходимым различать два типа коллективного знания.
13. Статья
Стернин И. А.
Значение, концепт и когнитивная база носителя языка / И. А. Стернин
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 269-276. - Библиогр.: с. 276 (3 назв.).
Значение, концепт и когнитивная база носителя языка / И. А. Стернин
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 269-276. - Библиогр.: с. 276 (3 назв.).
Ключевые слова: Концепт, Когнитивная база, Носитель языка, Информация, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Идея о том, что слово является средством доступа к информационной базе человека- одна из давних и наиболее известных фундаментальных теоретических идей А. А. Залевской.
14. Статья
Артамонова В. В.
Идеи синергетики в преподавании русского языка как иностранного (к постановке проблемы) / В. В. Артамонова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 27-31. - Библиогр.: с. 30-31 (8 назв.).
Идеи синергетики в преподавании русского языка как иностранного (к постановке проблемы) / В. В. Артамонова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 27-31. - Библиогр.: с. 30-31 (8 назв.).
Ключевые слова: Синергетика, Русский язык, Наблюдение, Концепция, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В синергетической системе прошли наблюдения над явлением круговой причинной связи, взаимодействие с другими системами, иерархию отношений между ними.
15. Статья
Петрова Е. Ю.
Изменения в восприятии цветообозначений / Е. Ю. Петрова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 211-215. - Библиогр.: с. 215 (1 назв.).
Изменения в восприятии цветообозначений / Е. Ю. Петрова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 211-215. - Библиогр.: с. 215 (1 назв.).
Ключевые слова: Цветообозначения, Эксперименты, Словарь, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Статья содержит сопоставительные результаты двух ассоциативных экспериментов. Данные для первого эксперимента собирались в течение 1988-1997 годов, по результатам были опубликованы шесть томоы "Русского ассоциативного словаря".
16. Статья
Кузнецова Т. Д.
Интерактивное взаимодействие как средство интеллектуального развития личности / Т. Д. Кузнецова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 153-157. - Библиогр.: с. 157 (8 назв.).
Интерактивное взаимодействие как средство интеллектуального развития личности / Т. Д. Кузнецова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 153-157. - Библиогр.: с. 157 (8 назв.).
Ключевые слова: Личность, Личностный аспект, Саморазвитие личности, Субъект учения, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Одной из ведущих закономерностей гуманизации образования является установка на общее, социально-нравственное, интеллектуальное и профессиональное развитие личности как субъекта учения, что обусловливает единство деятельности и личностного аспектов в развитии и саморазвитии личности.
17. Статья
Пешкова Н. П.
Использование рефлексивного метода в экспериментальных исследованиях понимания текста / Н. П. Пешкова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 216-220. - Библиогр.: с. 220 (12 назв.).
Использование рефлексивного метода в экспериментальных исследованиях понимания текста / Н. П. Пешкова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 216-220. - Библиогр.: с. 220 (12 назв.).
Ключевые слова: Рефлексивный метод, Лингвистика, Теория, Эксперимент, История, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Речь идет о гуманитарной науке и рефлексии как одной из важнейших форм познвательной деятельности. Начиная с И. А. Бодуэна де Куртенэ, который впервые в отечественной лингвистике сформулировал проблему теоретического соотношения.
18. Статья
Байгунисова Г. И.
К вопросу о взаимодействии языкового и этнокультурного сознания / Г. И. Байгунисова, Н. Ж. Шаймерденова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 36-41. - Библиогр.: с. 41 (8 назв.).
К вопросу о взаимодействии языкового и этнокультурного сознания / Г. И. Байгунисова, Н. Ж. Шаймерденова
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 36-41. - Библиогр.: с. 41 (8 назв.).
Авторы: Байгунисова Г. И., Шаймерденова, Н. Ж.
Ключевые слова: Этнокультурное сознание, Культурные факторы, Когнитивная лингвистика, Лингвистика, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Были проведены исследования в области когнитивной лингвистике и психолингвистике. Проблемы языкового и этнокультурного сознания требуют детальных исследований с привлечением данных различных языков с учетом коммуникативного, психического и культурного факторов.
19. Статья
Болохонцева Н. М.
К вопросу о возможных вариантах поведения участников коммуникации в ситуациях ложного коммуникативного комфорта / Н. М. Болохонцева
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 46-50. - Библиогр.: с. 49-50 (6 назв.).
К вопросу о возможных вариантах поведения участников коммуникации в ситуациях ложного коммуникативного комфорта / Н. М. Болохонцева
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 46-50. - Библиогр.: с. 49-50 (6 назв.).
Ключевые слова: Коммуникативные ситуации, Комфорт, Типы поведения, Косвенный отказ, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В данной статье исходя из положений о возможных типах поведения собеседников в коммуникативно-аномальных ситуациях выделены варианты поведения участников диалога в ситуациях ложного коммуникативного комфорта.
20. Статья
Цейтлин С. Н.
К вопросу об освоении инофонами русской грамматики / С. Н. Цейтлин, Е. С. Кабина
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 291-297. - Библиогр.: с. 297 (2 назв.).
К вопросу об освоении инофонами русской грамматики / С. Н. Цейтлин, Е. С. Кабина
// Горизонты психолингвистики. - Тверь : Тверской государственный университет, 2009. - С. 291-297. - Библиогр.: с. 297 (2 назв.).
Авторы: Цейтлин С. Н., Кабина, Е. С.
Ключевые слова: Грамматика, Родной язык, Языковая система, Индивид, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Освоение второго языка представляет собой процесс конструирования каждым индивидом новой для него вторичной языковой системы, которая на всех стадиях своего становления не может не испытывть воздействия уже сформировавшейся системы родного языка.