Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
1. Статья
bookCover
Грекова Елена Викторовна.
"Пойдем любовь делить плачевной нашей крали...": смех в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" / Грекова Елена Викторовна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 16-21. - Библиогр.: с. 21 (3 назв.).
Ключевые слова: Грибоедов Александр Сергеевич, Пропп Владимир Яковлевич, Горе от ума, комедия Грибоедова, Смех, Смеховая культура, Сказка о царевне Несмеяне, Смех в погребальном ритуале, Дьявольский хохот, Мотив трудного задания
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09661t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена характеристике смеха в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Вскрывается фольклорно-ритуальный архетип смеха в связи со сказкой о царевне Несмеяне как архетипом образа Софии. Дается характеристика культурно-психологическим видам смеха.
2. Статья
bookCover
Юдкин Игорь Николаевич.
"Сцена на сцене" и "словесная маска" в отечественной новеллистике XX века / Юдкин Игорь Николаевич
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 71-78. - Библиогр.: с. 77-78 (10 назв.).
Ключевые слова: Метонимия, Деталь, Перевоплощение, Портрет, Монодрама, Этюд, Ракурс описания, Несобственно-прямая речь, Хор
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09671t.pdf
Подробнее
Аннотация: Воздействие театральной практики на развитие прозы засвидетельствовано метонимическим стилем как проявлением сценической характерности. Новелла сочетает признаки сценического этюда и монодрамы, обусловленные сопоставлением различных ракурсов описания, точек зрения. Действие и созерцание взаимно заменимы в пространстве новеллы, приводя к перевоплощениям.
3. Статья
bookCover
Шавга Марина Сергеевна.
Активные и пассивные методы обучения иностранному языку / Шавга Марина Сергеевна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 169-173. - Библиогр.: с. 173 (5 назв.).
Ключевые слова: Активный метод обучения, Пассивный метод обучения, Русский язык как иностранный, Обучение иностранному языку
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09705t.pdf
Подробнее
Аннотация: Процесс овладения иностранным языком представляет собой сложный, многоаспектный и многофакторный процесс. В процессе обучения любому иностранному языку изучается не только язык, но и культура и традиции стран изучаемого языка, происходит формирование личностных качеств учащегося. Многообразие обучающих средств, а также вариантов обучения иностранным языкам предъявляет новые требования к преподавателю. В новых педагогических условиях преподавателю необходимо уметь действовать не по строго предписанным правилам (например, не ограничиваться лишь методическими разработками, которые используются при проведении практических занятий), но и уметь привносить нечто новое в процесс обучения. Рассматривается аудиторная учебная работа на занятии по русскому языку группы учащихся, для которых данный язык является неродным. Описана форма активной и пассивной работы обучающихся, эпизоды учебного взаимодействия, в которых проявлялись виды активной и пассивной работы при изучении русского языка как иностранного (РКИ). Исследовано влияние каждой формы работы на степень овладения языком.
4. Статья
bookCover
Милюгина Елена Георгиевна.
Верхневолжский парадиз: Низовка начала XX века глазами путешественников и автохтонов / Милюгина Елена Георгиевна; подготов. текста, публ. и коммент. авт.
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 219-221. - Содерж.: Приложения: 1. Л. Андреас-Саломе Из "Дневника путешествия с Райнером Марией Рильке в 1900 году"; 2. С. Д. Дрожжин "Современный германский поэт Райнер Рильке: из записок и воспоминаний". - Библиогр.: с. 220-221 (5 назв.) и в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Верхневолжье, Дрожжин Спиридон Дмитриевич, Рильке Райнер Мария, Андреас-Саломе Лу, Низовка, деревня, Русская провинция, Русская идея, Русскость, Парадиз, Российско-германские связи, 19-20 вв., Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09696t.pdf
Дисциплина Документный комплекс по истории Верхневолжья
Подробнее
Аннотация: В центре внимания статьи и прилагаемой публикации - д. Низовка Тверского у. Тверской губ., ставшая на рубеже XIX-XX в. местом своеобразного культурного паломничества русских и иностранных путешественников в связи с тем, что в ней жил в это время крестьянский поэт С. Д. Дрожжин. Публикуемые документы: фрагменты из дневника Л. Андреас-Саломе и воспоминания С. Д. Дрожжина «Современный германский поэт Райнер Рильке» - представляют собой источниковую базу для реконструкции образа Низовки, какой ее увидели в 1900 г. Р. М. Рильке и Л. Андреас-Саломе и какой она представлялась ее уроженцу Дрожжину. Комплексный анализ этих материалов позволяет понять, почему Низовка осмыслялась путешественниками как предельное выражение русскости и какие ее ландшафтные и социокультурные особенности стали основанием для ее мифологизации, наделения статусом русского (точнее, верхневолжского) парадиза.
5. Статья
bookCover
Колганов Леонид Семенович.
Все о нем загадка, все тайна: к двухсотлетию со дня рождения Михаила Лермонтова / Колганов Леонид Семенович
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 35-36.
Ключевые слова: Лермонтов Михаил Юрьевич, Русская литература, Поэт-пророк, Судьба поэта
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09664t.pdf
Подробнее
Аннотация: Эссе посвящено специфике миропонимания М. Ю. Лермонтова и особенностям его поэтического моделирования действительности. В центре внимания - пророческий дар, которым был наделен Лермонтов, и связанная с мессианством судьба поэта.
6. Статья
bookCover
Касимова Альбина Бейдуллаевна.
Детский травелог К. К. Случевского "Вниз по Волге" / Касимова Альбина Бейдуллаевна; подгот. текста, публ и коммент. авт.
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 232-239. - Содерж.: Приложение: К. К. Случевский Из очерка "Вниз по Волге". 1891. - Библиогр.: с. 235 (10 назв.) и в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Случевский Константин Константинович, Детская литература, Литература путешествий, Травелог, Водный текст, Верхневолжье, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09697t.pdf
Подробнее
Аннотация: В центре внимания статьи - творчество К. К. Случевского для детей в жанре литературы путешествий. Цикл «Книжки моих старших детей» и, в частности, очерк «Вниз по Волге» анализируются в контексте развития жанра русского детского травелога. В Приложении публикуется фрагмент очерка К. К. Случевского «Вниз по Волге» (1891).
7. Статья
bookCover
Безруков Андрей Николаевич.
Дискурс нарратора в условиях актантной модели повествования: "Идиот" Ф. М. Достоевского / Безруков Андрей Николаевич
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 47-54. - Библиогр.: с. 53-54 (7 назв.).
Ключевые слова: Достоевский Федор Михайлович, Идиот, роман Достоевского, Художественный дискурс, Нарратор, Актантная модель, Смысловое генерирование, Диалог, Свое и чужое слово
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09667t.pdf
Подробнее
Аннотация: Анализ романа Ф. М. Достоевского «Идиот» позволяет говорить о том, что автор, устроитель текста, растворяется во множестве смысловых догм, нарочито вступает в контакт с читателем. Текстовая ткань рассматриваемого произведения есть смешение «своего» и «чужого», пережитого и предполагаемого, допустимого и условного, авторского и художественного, налично-знакового и дискурсивного. Фигура повествователя проявляется в местах сбива интонации, ее перехода от собственно произнесенной речи - персонаж, герой - к вариациям не полного проговаривания текста (утаивание смысла) - умолчание, комментарий, смысловое множество, дискурсивный обертон. Демиургическое авторское начало в романе «Идиот» трансформируется в условность нарратора - модели, ведущей реципиента, регулирующей доверительный контакт. Повествователь в условиях актантной модели осуществляет сознательный сбив начально знакового, а затем смыслового поля к точке множественной константы. Персонифицированный рассказ нарратора становится пунктом построения читательской модели, постижения реалий бытия.
8. Статья
bookCover
Розанов Юрий Владимирович.
Дневники М. М. Пришвина в контексте дневниковой прозы писателей первой половины XX века / Розанов Юрий Владимирович, Попова Нина Валерьевна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 60-66. - Библиогр.: с. 66 (15 назв.).
Авторы: Розанов Юрий Владимирович, Попова Нина Валерьевна
Ключевые слова: Дневник, Дневниковая проза, Дневниковая форма, Литературная традиция, Документальный жанр, Многожанровость, Творческая история, Самопознание, Пришвин Михаил Михайлович, 20 в.
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09669t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются дневники М. М. Пришвина в контексте дневниковой прозы писателей начала XX в. Учитывая тяготение авторов к жанрам документального характера, авторы выявляют основные черты дневников, выделяют основные формы, темы, жанры, обозначают особенности дневниковых записей писателя.
9. Статья
bookCover
Щедринова Оксана Николаевна.
Идеи Платона в творчестве А. И. Куприна / Щедринова Оксана Николаевна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 55-59. - Библиогр.: с. 59 (5 назв.).
Ключевые слова: Куприн Александр Иванович, Диалоги Платона, Философия, Литература
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09668t.pdf
Подробнее
Аннотация: При сравнении художественных текстов А. И. Куприна с философскими идеями Платона находится много совпадений во взглядах на мир и на сущность бытия. Духовное родство писателя и философа свидетельствует о существовании универсальных идей, способных выразиться в любой гуманитарной сфере человеческого сознания, будь то философский трактат или литературное произведение.
10. Статья
bookCover
Колганов Леонид Семенович.
Идеи смогизма в современной русской поэзии: диалоги о трех поэтах / Колганов Леонид Семенович, Милюгина Елена Георгиевна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 79-86. - Библиогр.: с. 86 (9 назв.).
Авторы: Колганов Леонид Семенович, Милюгина Елена Георгиевна
Ключевые слова: Русская поэзия, 20 в., Предсмогизм, Смогизм, Постсмогизм, Художественные традиции, Шацков Андрей Владиславович, Шелковый Сергей Константинович, Касьянов Сергей Анатольевич, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09672t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье анализируются поэтические традиции смогизма и их художественные преломления в современной русской поэзии. В этом контексте рассмотрены ключевые фигуры современной поэзии: А. В. Шацков, С. К. Шелковый, С. А. Касьянов. Проанализированы взаимосвязи художественного мышления современных поэтов с традициями смогизма, описан их вклад в развитие поэтической системы русской лирики.
11. Статья
bookCover
Сусоева Ольга Валентиновна.
Интонационно-информативное родство музыки и речи / Сусоева Ольга Валентиновна, Мачульная Марина Александровна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 194-199. - Библиогр.: с. 199 (12 назв.).
Авторы: Сусоева Ольга Валентиновна, Мачульная Марина Александровна
Ключевые слова: Речь, Музыка, Восприятие, Музицирования, Интонация, Ритм, Фраза, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09692t.pdf
Подробнее
Аннотация: Родство музыкальной и речевой интонации исследуется в статье в контексте основ, на которых базируется выразительность музыки и ее способность воздействовать на слушателя. Анализируются условия, обеспечивающие процесс усвоения музыкального языка: индивидуальный жизненный, двигательный и речевой опыт, темпоритмическая организация музыкальной ткани.
12. Статья
bookCover
Акимова Вероника Викторовна.
Использование современных лингвистических игр на занятиях по русскому языку и культуре речи: на примере работы с курсантами и студентами Академии ГПС МЧС России / Акимова Вероника Викторовна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 118-121. - Библиогр.: с. 121 (5 назв.).
Ключевые слова: Игровые формы заданий, Лингвистические игры, Языковая догадка, Дидактический материал, Общие речевые навыки, Орфоэпическая грамотность, Орфографическая грамотность
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09678t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье описывается опыт использования лингвистических игр «Ерундопель», «Ударник» и «Орфограф» на занятиях по дициплине «Русский язык и культура речи». Игровые формы заданий позволяют облегчить учебный процесс, сделать его более увлекательным. Применение данных лингвистических игр достаточно широко: их материал используется для проведения регулярных устных и письменных разминок, инсценировок, тренировочных и контрольных работ.
13. Статья
bookCover
Иванова Тамара Александровна.
Использование художественных текстов на занятиях по русскому языку как иностранному в технических вузах / Иванова Тамара Александровна, Кекелидзе Зебури Леванович
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 141-146. - Библиогр.: с. 146 (2 назв.).
Авторы: Иванова Тамара Александровна, Кекелидзе Зебури Леванович
Ключевые слова: Иностранные студенты, Художественный текст, Коммуникативная и страноведческая компетенция, Эксплицитный и иплицитный смысл, Образность, Метафоричность текста
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09683t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается использование художественных текстов при обучении иностранных студентов технических университетов русскому языку. Художественные тексты содержат информацию о культуре страны изучаемого языка, о ментально-психологических особенностях носителей русского языка, о тех проблемах, над которыми размышляли в России в разные периоды ее существования. Всё это позволяет развивать коммуникативную и страноведческую компетенцию иностранных студентов, что, безусловно, углубляет их знания русского языка и культуры.
14. Статья
bookCover
Бородина Екатерина Юрьевна.
К вопросу комплексного обучения усскому языку иностранных студентов медицинских вузов / Бородина Екатерина Юрьевна, Толкачева Наталья Николаевна, Затыка Ирина
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 126-130. - Библиогр.: с. 129-130 (4 назв.).
Авторы: Бородина Екатерина Юрьевна, Толкачева Наталья Николаевна, Затыка Ирина
Ключевые слова: Межнациональное культурное общение, Овладение языком специальности, Формирование иноязычной диалогической деятельности, Русский язык, Иностранные студенты медицинских вузов
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09680t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье анализируется учебно-методическая и воспитательная работа с иностранными обучающимися кафедры русского языка ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России. Особое внимание уделено развитию профессиональной речи - диалогу врача с пациентом.
15. Статья
bookCover
Петрушко Иван Алексеевич.
К построению модели языковой личности православного проповедника / Петрушко Иван Алексеевич
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 200-206. - Библиогр.: с. 206 (16 назв.).
Ключевые слова: Проповедник, Гомилетика, Проповедь, Высокоразвитая языковая личность, Лингводидактика, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09693t.pdf
Подробнее
Аннотация: Сегодня вопрос качественной подготовки проповедников, катехизаторов, педагогов, социальных работников, священно- и церковнослужителей требует педагогического решения. Основным инструментом работы проповедника является «слово». Изучение «слова в действии» входит в сферу интересов таких научных дисциплин, как риторика, стилистика, лингвистика, лингводидактика, коммуникативистика и др. Одной из ключевых новаций XX в. в области исследования мастерства владения словом можно считать введение в научную терминологию понятия «языковая личность». Тверской ученый Г. И. Богин был в числе немногих, кто предложил собственный плодотворный подход в теории языковой личности. Рассмотрению возможностей использования, осмысления и дальнейшей разработки данного понятия в области обеспечения гомилетической функции языка посвящена данная статья.
16. Статья
bookCover
Антонова Злата Владимировна.
Корней Чуковский и барон Мюнхаузен / Антонова Злата Владимировна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 67-70. - Библиогр.: с. 70 (3 назв.).
Ключевые слова: Перевод, Пересказ, Адаптация, Чуковский Корней Иванович, Мюнхаузен
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09670t.pdf
Подробнее
Аннотация: К. И. Чуковский хорошо известен как детский писатель, но это еще и очень талантливый переводчик, теоретик художественного перевода. Благодаря его переводам русские читатели познакомились со многими известными английскими писателями, такими как У. Уитмен, Р. Киплинг, О. Уайльд, М. Твен, Г. Честертон, О.Генри, А. Конан Дойл, У. Шекспир, Г. Уэллс. Многие его переводы становились творческими работами - адаптациями или даже пересказами. В статье рассматривается пересказ Корнея Чуковского «Рассказов барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России» Рудольфа Эриха Распе.
17. Статья
bookCover
Аксенова Екатерина Дмитриевна.
Лингвокультурологический анализ паремий, входящих в ценностный концепт "жизнь - смерть" / Аксенова Екатерина Дмитриевна, Абу Ржейли Халед
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 152-155. - Библиогр.: с. 155 (3 назв.).
Авторы: Аксенова Екатерина Дмитриевна, Абу Ржейли Халед
Ключевые слова: Паремиологические единицы, Типы культур, Ценностный концепт, Лингвокультурологический сопоставительный анализ
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09685t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье дается лингвокультурологический анализ паремиологических единиц, входящих в ценностный концепт «жизнь - смерть», рассматривается их связь с народно-философскими, религиозно-нравственными, утилитарно-прагматическими аспектами бытия.
18. Статья
bookCover
Романюк Елена Альбертовна.
Музыкально-просветительская деятельность Тверского областного объединения композиторов / Романюк Елена Альбертовна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 271-275.
Ключевые слова: Тверское областное объединение композиторов (ТООК), Международный фестиваль, Концерт, Импровизация, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Краеведение, ТООК
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09704t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена изучению деятельности Тверского областного объединения композиторов. В ней рассматриваются основные сферы деятельности ТООК: концертная, просветительская, издательская. Дается анализ международных фестивалей, прошедших в Твери и за рубежом.
19. Статья
bookCover
Кузьмина Ольга Михайловна.
Музыкальные традиции ржевских старообрядцев в начале XX века: к истории изучения проблемы / Кузьмина Ольга Михайловна
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 263-266. - Библиогр.: с. 266 (5 назв.) и в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Старообрядчество, Музыкальные традиции, Вокально-хоровая школа, Морозовский хор, Ржев, город, 20 в.
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09702t.pdf
Подробнее
Аннотация: Для регионального исторического музыкознания проблема изучения тверской музыкальной культуры имеет научную значимость. Уникальным свидетельством ее самобытности являются музыкальные традиции ржевских старообрядцев, новый виток развития которых приходится на начало ХХ в. В статье анализируется творческая практика Морозовского старообрядческого хора, ставшего на долгие годы эталоном вокально-хоровой деятельности ржевских хористов, и развитие хорового пения в старообрядческих церквах Верхневолжья.
20. Статья
bookCover
Греков Владимир Николаевич.
О двух структурных принципах в сказках В. Ф. Одоевского / Греков Владимир Николаевич
// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - Тверь : Тверской государственный университет, 2015. - Вып. 5 (11). - С. 37-41. - Библиогр.: с. 41 (4 назв.).
Ключевые слова: Диалог, Структура текста, Содержание, Выражение, Одоевский Владимир Федорович, Пестрые сказки, сборник Одоевского, Двоемирие
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/09665t.pdf
Подробнее
Аннотация: В литературоведении сложилось мнение, что диалог возникает исключительно как результат спора персонажей или позиций внутри текста. Однако диалог возможен и как балансирование двух художественных принципов, отражающих два разных типа культуры - культуру содержания и культуру выражения (Ю. М. Лотман). Первая позиционирует себя как текст, вторая - как система правил. В статье анализируется диалог-взаимодействие между двумя названными принципами в сказках В. Ф. Одоевского об оживших куклах из цикла «Пестрые сказки». Русская красавица в «Сказке о том, как опасно ходить девушкам толпою по Невскому проспекту» и в «Той же сказке, но наизворот» оказывается попеременно то идеалом, то бесчувственной куклой, то жертвой собственного благородства. С точки зрения семиотики, мы наблюдаем и различные контексты (тексты) и смены парадигмы (правил).