Найдено документов - 16 | Статьи из номера журнала (сборника): Слово и текст: психолингвистический подход [Электронный ресурс] : сборник научных трудов. Вып. 18 / М-во образования и науки РФ, Твер. гос. ун-т, Каф. теории яз. и перевода ; [отв. ред. А. А. Залевская]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Чубарова Ольга Викторовна.
Грамматические ошибки при изучении немецкого языка / Чубарова Ольга Викторовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 111-114. - Библиогр.: с. 114 (5 назв.).
Грамматические ошибки при изучении немецкого языка / Чубарова Ольга Викторовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 111-114. - Библиогр.: с. 114 (5 назв.).
Ключевые слова: Ошибка, Грамматическая ошибка, Оговорка, Учебное двуязычие, Интерференция, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14114t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются некоторые виды грамматических ошибок в условиях учебного двуязычия. Разграничиваются ошибки и оговорки.
2. Статья
Тиунова Ольга Вячеславовна.
Дименсиональные признаки концепта Дом в русской языковой картине мира / Тиунова Ольга Вячеславовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 66-72. - Библиогр.: с. 72 (7 назв.).
Дименсиональные признаки концепта Дом в русской языковой картине мира / Тиунова Ольга Вячеславовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 66-72. - Библиогр.: с. 72 (7 назв.).
Ключевые слова: Концепт, Категориальные признаки, Дименсиональные признаки концепта, Языковая картина мира
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14115t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье описываются дименсиональные признаки концепта дом, а именно: форма, объём, размер, длина, высота.
3. Статья
Сизов Никита Сергеевич.
Иноязычные заимствования как способ обогащения банковской лексики русского языка / Сизов Никита Сергеевич
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 62-65. - Библиогр.: с. 65 (4 назв.).
Иноязычные заимствования как способ обогащения банковской лексики русского языка / Сизов Никита Сергеевич
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 62-65. - Библиогр.: с. 65 (4 назв.).
Ключевые слова: Заимствование, Банковская лексика, Взаимодействие культур, Ассимиляция, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14116t.pdf
Подробнее
Аннотация: Современная эпоха «глобализации» привела к появлению в русском языке многих иностранных слов-заимствований из других языков. Статья посвящена рассмотрению иноязычных заимствований в банковской лексике русского языка как одного из факторов его «обогащения».
4. Статья
Гордашникова Диана Сергеевна.
Лексико-семантическая интерференция при обучении иностранному языку в военно-технических вузах / Гордашникова Диана Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 94-99. - Библиогр.: с. 98-99 (14 назв.).
Лексико-семантическая интерференция при обучении иностранному языку в военно-технических вузах / Гордашникова Диана Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 94-99. - Библиогр.: с. 98-99 (14 назв.).
Ключевые слова: Интерференция, Билингвизм, Язык, Языковая норма, Лексика, Семантика, Лексико-семантическая интерференция
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14117t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема лексико-семантической интерференции в языке обучающихся военно-технических вузов английскому языку социально-бытовой и профессиональной тематики. Приводятся определения термина «интерференция», классификация и структура данного явления, примеры и анализ проявления лексико-семантической интерференции.
5. Статья
Доминикан Алина Игоревна.
Лингвистический корпус как инструмент идентификации значения полисемантичного слова / Доминикан Алина Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 48-53. - Библиогр.: с. 52-53 (14 назв.).
Лингвистический корпус как инструмент идентификации значения полисемантичного слова / Доминикан Алина Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 48-53. - Библиогр.: с. 52-53 (14 назв.).
Ключевые слова: Семантика, Корпусная лингвистика, Контекст, Многозначность, Полисемия, Разрешение многозначности
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14118t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема лексической многозначности и пути её разрешения с опорой на контекст при помощи лингвистических корпусов. Приводятся определения терминов «лингвистический корпус», «полисемия» и «полисемантичное слово».
6. Статья
Гордеева Людмила Константиновна.
Медицинский термин: некоторые аспекты исследования / Гордеева Людмила Константиновна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 11-17. - Библиогр.: с. 16 (15 назв.).
Медицинский термин: некоторые аспекты исследования / Гордеева Людмила Константиновна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 11-17. - Библиогр.: с. 16 (15 назв.).
Ключевые слова: Медицинский термин, Коммуникация в медицинском дискурсе, Термин-метафора, Синонимические отношения в медицинской терминологии, Проблемы перевода текстов медицинского жанра, Эмоциогенность медицинского термина, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14119t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются исследования, объектом которых является медицинский термин. В поле зрения обзора находятся вопросы, связанные с функционированием медицинского термина в профессиональной коммуникации, семантические особенности терминов-метафор, проблема синонимии терминов в медицине и трудности перевода медицинских текстов. Особое внимание уделяется исследованию, в котором обсуждается эмоциогенность медицинского термина, обусловленная личностно значимыми переживаниями человека.
7. Статья
Бородина Анна Владимировна.
О взаимоотношении юридического дискурса и юридического текста (на материале нотариальных текстов) / Бородина Анна Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 73-79. - Библиогр.: с. 78-79 (26 назв.).
О взаимоотношении юридического дискурса и юридического текста (на материале нотариальных текстов) / Бородина Анна Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 73-79. - Библиогр.: с. 78-79 (26 назв.).
Ключевые слова: Юридический текст, Юридический дискурс, Семиозис, Теория речевых актов, Перформативность, Принудительная сила государства, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14120t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы взаимоотношения дискурса и текста в свете специфики юридического дискурса. Обращается внимание на особенности юридического семиозиса. На примере нотариальных текстов обсуждается сопряжение правовых и лингвистических категорий в целях адекватного описания и более глубокого осмысления процессов, протекающих в юридических текстах, с позиций лингвистики и междисциплинарного интегративного подхода.
8. Статья
Мартюшева Маргарита Александровна.
Особенности построения гипертекста в книге Д.Е. Галковского "бесконечный тупик" / Мартюшева Маргарита Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 80-86. - Библиогр.: с. 85-86 (10 назв.).
Особенности построения гипертекста в книге Д.Е. Галковского "бесконечный тупик" / Мартюшева Маргарита Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 80-86. - Библиогр.: с. 85-86 (10 назв.).
Ключевые слова: Дмитрий Евгеньевич Галковский, Гипертекст, Бесконечный тупик, Русская литература ХХ века, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14121t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статья рассматриваются основные особенности построения гипертекста в романе Д.Е. Галковского, являвшегося одним из первых произведений подобного типа. Произведение представляет собой целую сеть комментариев, благодаря которой создается эффект многоуровневости текста, его бесконечности в плане интерпретации.
9. Статья
Мкртычян Светлана Викторовна.
Различение полной и краткой форм прилагательных в функции предиката (на основе экспериментального материала) / Мкртычян Светлана Викторовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 54-61. - Библиогр.: с. 61 (6 назв.).
Различение полной и краткой форм прилагательных в функции предиката (на основе экспериментального материала) / Мкртычян Светлана Викторовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 54-61. - Библиогр.: с. 61 (6 назв.).
Ключевые слова: Семантика, Полные и краткие формы прилагательных, Предикативность, Атрибутивность, Эксперимент, Интерпретация, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14122t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается проблема семантического соотношения полных и кратких форм предикативных прилагательных; делаются выводы о закономерностях их противопоставления с привлечением экспериментального материала.
10. Статья
Залевская Александра Александровна.
Слово и текст в разных ракурсах (Нашему сборнику сорок лет: предисловие редактора) / Залевская Александра Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 5-10.
Слово и текст в разных ракурсах (Нашему сборнику сорок лет: предисловие редактора) / Залевская Александра Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 5-10.
Ключевые слова: Слово, Текст, Психолингвистика, Значение слова, Понимание текста, Моделирование, Эксперимент, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14123t.pdf
Подробнее
Аннотация: Кратко излагается история публикации сборника: от отдельных выпусков до серийного периодического издания. Приводится перечень выпусков с 1978 по 2018 гг.
11. Статья
Арлукевич Маргарита Евгеньевна.
Сопоставление значений слов картина и picture в русском и английском языках / Арлукевич Маргарита Евгеньевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 35-41. - Библиогр.: с. 40 (18 назв.).
Сопоставление значений слов картина и picture в русском и английском языках / Арлукевич Маргарита Евгеньевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 35-41. - Библиогр.: с. 40 (18 назв.).
Ключевые слова: Электронный словарь, Тезаурус, Корпус текстов, Смысловое поле, Ассоциативное поле, Развитие значения слова, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14124t.pdf
Подробнее
Аннотация: Приводятся результаты сопоставления и анализа значений двух коррелирующих слов по данным различных печатных и электронных словарей, а также корпусов текстов.
12. Статья
Янсон Татьяна Александровна.
Специфика экскурсионного дискурса / Янсон Татьяна Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 87-93. - Библиогр.: с. 92-93 (22 назв.).
Специфика экскурсионного дискурса / Янсон Татьяна Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 87-93. - Библиогр.: с. 92-93 (22 назв.).
Ключевые слова: Дискурс, Экскурсионный дискурс, Коммуникативные роли, Монологичность, Диалогичность, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14125t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье уточняется понятие дискурса, перечисляются особенности экскурсионного дискурса как объекта лингвистического исследования.
13. Статья
Басова Ульяна Анатольевна.
Трансформация мотивирующих признаков макроконцепта дети (на материале психолингвистического эксперимента) / Басова Ульяна Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 46-47 (10 назв.).
Трансформация мотивирующих признаков макроконцепта дети (на материале психолингвистического эксперимента) / Басова Ульяна Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 42-47. - Библиогр.: с. 46-47 (10 назв.).
Ключевые слова: Этимология, Внутренняя форма слова, Мотивирующие признаки концепта, Психолингвистический эксперимент
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14126t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается история слова дети, развитие мотивирующих признаков макроконцепта дети. Анализируются данные, полученные в ходе психолингвистического эксперимента, проведенного среди курсантов военно- технического вуза г. Санкт-Петербурга.
14. Статья
Фомина Татьяна Петровна.
Функциональная неграмотность: к истокам проблемы / Фомина Татьяна Петровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 110 (5 назв.).
Функциональная неграмотность: к истокам проблемы / Фомина Татьяна Петровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 110 (5 назв.).
Ключевые слова: Функциональная неграмотность, Цифровое слабоумие, Эксперимент, Интерпретация
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14127t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье обсуждается проблема функциональной неграмотности, перечисляются ее возможные причины; приводятся результаты экспериментов.
15. Статья
Загуменкина Валентина Сергеевна.
Цели и направления современного литературного образования / Загуменкина Валентина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 100-104. - Библиогр.: с. 103-104 (16 назв.).
Цели и направления современного литературного образования / Загуменкина Валентина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 100-104. - Библиогр.: с. 103-104 (16 назв.).
Ключевые слова: Сознательное чтение, Понимающее чтение, Смысл, Смысловое понимание текста
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14128t.pdf
Подробнее
Аннотация: На основе работ К.Д. Ушинского, П.О. Афанасьева, Ф.И. Буслаева и других ученых-педагогов раскрывается понятие «понимающее чтение». Подчеркивается, что чтение – это осознанный творческий процесс, направленный на постижение смысла текста. Выявляются цели, направления и проблемы современного литературного образования.
16. Статья
Яковлев Андрей Александрович.
Язык как форма живого знания / Яковлев Андрей Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 18-34. - Библиогр.: с. 33-34 (35 назв.).
Язык как форма живого знания / Яковлев Андрей Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2018. - Вып. 18. - С. 18-34. - Библиогр.: с. 33-34 (35 назв.).
Ключевые слова: Живое знание, Языковая организация, Значение, Личностный смысл, Психолингвистика
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/14129t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье даётся анализ понятия "живое знание", основными свойствами которого можно считать его несводимость к информации и отражение личностного опыта человека. Язык как достояние человека (языковая организация, по Л.В. Щербе) является одной из форм живого знания, поскольку обобщает в значениях и личностных смыслах слов опыт общения, познания и переживания мира. Само живое знание характеризуется как процесс возобновляемой интеграции опыта, образа наличной проблемной ситуации и желаемой ситуации, а также способов её достижения.