Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
1. Статья
bookCover
Соловьева Ирина Валерьевна.
0б интерпретирующем комментировании смыслов культуры в художественном тексте / Соловьева Ирина Валерьевна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 127-129. - Библиогр.: с. 129 (2 назв.).
Ключевые слова: Доклады, Труды Тверского государственного университета, Понимание, Рефлексии, Лингвистика, Культура
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148746t.pdf
Подробнее
Аннотация: В докладе рассматриваются варианты освоения читателем содержаний и смыслов культурологических явлений, упоминаемых автором в художественном тексте. Обсуждаются особенности построения лингвокультурологического комментария
2. Статья
bookCover
Ventalon Geoffrey.
Generating metaphors and the genre of the image / Ventalon Geoffrey
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 28-29. - Библиогр.: с. 29 (4 назв.).
Ключевые слова: Genre, Consider, Product, Political cartoons
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148715t.pdf
Подробнее
Аннотация: The effect of genre in metaphor appreciation is explored. We consider here the valence [1] of a metaphor to explain how the aim of each genre is achieved. Indeed, metaphors are diversely used in advertisements to sell a product [3] and in political cartoons to criticize politics [2].
3. Статья
bookCover
Черкасова Инна Петровна.
Альтернативный мир поэтического цикла: понимание и интерпретация / Черкасова Инна Петровна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 135-141. - Библиогр.: с. 140-141 (11 назв.).
Ключевые слова: Психика, Армавир, город, Связи, Понимание, Международные связи, Технический прогресс, Семантика
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148750t.pdf
Подробнее
Аннотация: В рамках современной антропоцентрической лингвистики главным становится вопрос о понимании, затрагивающий самые разные области человеческого бытия. В этой связи с каждым годом возрастает значимость идей Г. И. Богина. «Институирующая черта языковой личности — владение языком — есть единственное средство переноса действия в умственный план, необходимая гарантия продвижения человека по пути саморегуляции поведения, основная форма организации психической жизни человека», — писал Г. И. Богин. В наш век интенсивного развития международных связей и технического прогресса особую роль приобретают слова ученого о важности рефлексии в процессе взаимодействия людей с целью понимания: Г. И. Богиным выделены три вида рефлексии: 1) рефлексия над опытом памяти при семантизирующем понимании; 2) рефлексия над опытом знания при когнитивном понимании; 3) рефлексия над опытом значащих переживаний при распредмечивающем понимании [2]. Вопросы понимания глубоко исследованы Г. И. Богиным [2—8 и др.].
4. Статья
bookCover
Цыбан Любовь Александровна.
Взаимопонимание в учебных условиях: способы его достижения и причины отсутствия / Цыбан Любовь Александровна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 131-132.
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Иностранные языки, Рефлексии, Понимание, Восприятие, Коммуникации
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148748t.pdf
Подробнее
Аннотация: Достижение взаимопонимания между собеседниками зачастую является даже более сложным процессом, чем понимание текста автора читателем. В межличностной коммуникации важнейшую роль играют, казалось бы, мельчайшие детали. Существует множество предпосылок некорректного понимания людьми друг друга, а также искаженного восприятия и толкования смысла речи и поступков окружающих. Непонимание также может возникнуть, например, по причине использования разных диалектов одного и того же языка. Но часто непонимание возникает и между людьми, говорящими и думающими на одном и том же языке.
5. Статья
bookCover
Зубкова Марина Анатольевна.
Возможности построения факторных моделей в терминоведении / Зубкова Марина Анатольевна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 52-58. - Библиогр.: с. 58 (5 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Теоретические основы, Моделирование, Факторные модели, Наука
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148724t.pdf
Подробнее
Аннотация: В докладе рассматриваются теоретические основы и существующая практика факторного моделирования в терминоведении. Теоретические основы данного метода раскрываются через специфику понятий «модель», «фактор» и «термин». Обзор научных работ показал существенный потенциал использования данного метода в терминоведении, а также его глубокую теоретическую и практическую значимость.
6. Статья
bookCover
Пузырев Александр Владимирович.
Г. И. Богин и проблематика интегративной лингвистики / Пузырев Александр Владимирович
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 114-116.
Ключевые слова: Москва, город, Педагогика, Психология, Рефлексии, Понимание, Образование
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148742t.pdf
Подробнее
Аннотация: Я неоднократно общался с Г. И. Богиным в качестве участника научных конференций, проводившихся Ростовским государственным университетом, а также в качестве организатора всесоюзного совещания «Художественный текст: Проблемы изучения» (Пенза, 1990). Он неоднократно приглашал меня приехать и принять участие в ежегодной тверской конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании», но в Тверь я впервые приехал уже на «Богинские чтения», посвящённые памяти учёного (если не ошибаюсь, в октябре 2002 г.).
7. Статья
bookCover
Дворкин Илья Саулович.
Герменевтика диалога в свете спора Аристотеля с софистами / Дворкин Илья Саулович
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 41-42. - Библиогр.: с. 42 (6 назв.).
Ключевые слова: Диалогический метод, Герменевтика, Классика, Онтология, Логика, Межличностные отношения
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148720t.pdf
Подробнее
Аннотация: В своих основаниях философия диалога, которая сформировалась в трудах мыслителей начала XX в. в Германии и России, противостоит монологической логике высказывающей речи Аристотеля. В своих работах Бахтин, Бубер, Розенцвейг, Коген и др. не только оспаривают применимость классической логики к межличностным отношениям, но и отвергают стоящую за этой логикой онтологию. Однако, отношение герменевтики диалога и герменевтики Аристотеля не было обстоятельно исследовано классиками диалогического метода.
8. Статья
bookCover
Лебедев Владимир Юрьевич.
Десоматизация и перспективы философско-антропологических проектов / Лебедев Владимир Юрьевич
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 78-79.
Ключевые слова: Концепции, Наука, Дисциплины, Знания, Стремление, Онтология
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148731t.pdf
Подробнее
Аннотация: Cтановление комплекса дисциплин, связанных с проблемами интерпретации, происходило в период оживленного конфликта и размежевания «наук о природе и наук о культуре». Посткантовская онтология задала целый методологический вектор, приведший к последствиям в виде деантропологизации наук о человеке. Одна из причин — концепция трансцендентального субъекта, ставшая отдаленным предвосхищением «человека без тела». Антропологический деконструктивизм, сдержанный на какое-то время материализмом и натурализмом просветителей, особенно французских, в XIX в. в значительной степени определяет направление гуманитарного знания, постоянно находящегося в ажитированном стремлении доказать естественным наукам (а вскоре и социальным, в том виде, в каком они были именно тогда, с их позитивистскими установками) свою состоятельность — при почти полном безразличии другой стороны, предпочитавшей определяться с приоритетами развития самостоятельно. Комплекс биологических дисциплин в результате стремительно рос помимо гуманитарных концепций, конструировавших человека, выглядевшего, в координатах естественных наук, странно.
9. Статья
bookCover
Пупынина Елена Владимировна.
Динамика исследований понимания по данным «Google Books Ngram Viewer» / Пупынина Елена Владимировна, О. Н. Прохорова, И. В. Чекулай
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 117-119.
Авторы: Пупынина Елена Владимировна, Прохорова О. Н. , Чекулай И. В.
Ключевые слова: База данных, Исследования, Книги, Данные, Материалы, Белгород, город
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148743t.pdf
Подробнее
Аннотация: Целью данного исследования является анализ литературы, посвященной пониманию, с привлечением количественных данных. В качестве средства используется сервис Google Books Ngram Viewer — инструмент, позволяющий получать графики встречаемости н-грамм (последовательностей языковых единиц) в разные периоды времени на материале базы данных Google Books. Корпус книг на русском языке 2012 г. содержит 591 310 книг.
10. Статья
bookCover
Тырыгина Валентина Алексеевна.
Жанр в аспекте языковой личности / Тырыгина Валентина Алексеевна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 130.
Ключевые слова: Языковая личность, Выбор, Лингвистика, Жанр, Исследования, Синтез, Нижний Новгород, город
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148747t.pdf
Подробнее
Аннотация: В последние три-четыре десятилетия в лингвистической литературе активно используется термин «жанр», экстраполированный из области теории литературы в область лингвистики. Под влиянием различных лингвистических направлений он осмысливается различным образом. В антропоцентрически-ориентированной лингвистике, которая в противовес системоцентрическому описанию языка помещает в центр исследования языковую личность, исходя из постулата о том, что человек — модус существования языка, жанр предстает в новом свете. Жанр можно рассматривать как неотъемлемое звено в иерархической структуре уровней владения языковой личности языковым знанием (уровни правильности, интериоризации, насыщенности, адекватного синтеза, адекватного выбора).
11. Статья
bookCover
Артемова Светлана Юрьевна.
Жанровое чтение как способ понимания текста (элегии А. Парщикова, Б. Попова, Г. Газизуллина, Е. Вербина) / Артемова Светлана Юрьевна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 6-8.
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Жанры, Поэзия, Тексты, Жанровая природа
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148709t.pdf
Подробнее
Аннотация: Жанр мыслится чаще всего как информация «о способе понимания предложенного текста». Жанр является системой правил, известной автору и читателю, жанровые правила составляют основу литературного процесса. Жанры поэзии XIX—ХХ вв. чрезвычайно трудно соотносить с исторически сложившимися, каноническими жанрами . Тем не менее доказывать, что «произведение возможно лишь в форме определенного жанра», казалось бы, уже нет необходимости. Зато есть необходимость всякий раз при изучении каждого конкретного текста вновь определять его жанровую природу.
12. Статья
bookCover
Загуменкина Валентина Сергеевна.
Использование текстов переходного типа между когнитивным и распредмечивающим пониманием в прикладных целях / Загуменкина Валентина Сергеевна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 43-44.
Ключевые слова: Языковые знания, Традиции, Общение, Иностранные языки, Учебные заведения, Тверь, город
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148721t.pdf
Подробнее
Аннотация: Обучение иностранному языку в высших учебных заведениях сегодня направлено на формирование компетенции УК ОС — 4 (способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном(ых) языке(ах)) и ПК-9 (способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации на ИЯ). Выпускник вуза должен свободно владеть иностранным языком, уметь пользоваться им не только в сфере повседневного общения, но и в профессиональной сфере. Иными словами, у выпускников вузов должна быть развита коммуникативная компетенция. Обучаемые должны владеть не только языковыми знаниями, но и междисциплинарными (знание культуры и традиций стран изучаемого языка и др.).
13. Статья
bookCover
Крюкова Наталия Федоровна.
К вопросу о работе над концептуальным словарём тверской герменевтической школы / Крюкова Наталия Федоровна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 75-77.
Ключевые слова: Дидактика, Лингвистика, Грант, Исследование, Герменевтика, Труды Тверского государственного университета, Филология
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148730t.pdf
Подробнее
Аннотация: Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 19-012-00393 «Категориальный строй и понятийный аппарат филологической герменевтики и лингводидактики».
14. Статья
bookCover
Коновалихина Ксения Викторовна.
К интерпретации концептуального поля / Коновалихина Ксения Викторовна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 64-66.
Ключевые слова: Духовный мир, Культура, Реалии, Методы, Национальный характер, Калуга, город
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148727t.pdf
Подробнее
Аннотация: Концепты проникают в нашу жизнь, мышление и речь. Они могут влиять на жизнь человека и структурировать ощущения, поведение и отношение к действительности. Реалии повседневной жизни формируют представление о мире. Изучение концептов может проходить с использованием различных методов, например, фреймового анализа, полевого метода, семантико-когнитивного, этимологического анализа. Анализ концептуального поля позволяет рассмотреть своеобразие духовного мира и особенности национального характера в той или иной культуре.
15. Статья
bookCover
Голигузова Ольга Альбертовна.
Концепто-ориентированный подход к формированию билингвального лексикона как синтез современных представлений о соотношении концепта и значения / Голигузова Ольга Альбертовна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 33-35. - Библиогр.: с. 35 (5 назв.).
Ключевые слова: Москва, город, Теории, Концепты, Атомизм, Сознание, Лексика
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148717t.pdf
Подробнее
Аннотация: Концепты как нелингвистические психологические репрезентации категорий внешнего мира плодотворно изучались, начиная с Аристотеля, который считал, что классы сущностей внешнего мира репрезентированы в сознании человека в виде набора признаков, являющимися обязательными для соотнесения новой сущности с той или иной категорией. Это представление легло в основу дефиниционной теории концептов, наряду с которой позднее были разработаны теории, основанные на поверхностном сходстве (similarity-based accounts), теория теорий (the theory theory) и информационный атомизм (informational atomism) [4: 25—100].
16. Статья
bookCover
Исакова Елена Михайловна.
Методика четырехмерного метафорического моделирования / Исакова Елена Михайловна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 59-60.
Ключевые слова: Метафоры, Метафорическая модель, Дискурс, Рефлективные процессы, Тексты, Труды Тверского государственного университета, Семантика, Дискурс
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148725t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассмотрение метафоры как стратегии в дискурсе и описание её аргументативного потенциала заставляет нас взглянуть на это явление с четырех сторон и описать его в нескольких измерениях – семантическом, концептуальном, когнитивно-дискурсивном и герменевтическом. Наличие закономерностей использования метафоры как стратегии убеждения и, что немаловажно, «пробуждения» и стимулирования рефлективных процессов реципиента текста, позволяет выделить и описать такое явление как метафорическая модель в дискурсе.
17. Статья
bookCover
Красоткин Дмитрий Михайлович.
Многозначность как следствие смещения речевых жанров в сказовой прозе / Красоткин Дмитрий Михайлович
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 72-74. - Библиогр.: с. 74. (3 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Литературоведение, Наука, Доклады, Лингвистика, Исследование
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148729t.pdf
Подробнее
Аннотация: Теория речевых жанров М. М. Бахтина — одна из оригинальных его идей, получившая широкое развитие и по сей день актуальная в науке. Проект этот оказался настолько глобальным и масштабным, что представляется едва ли возможным очертить его границы. К тому же Бахтин в своей исходной работе «Проблема речевых жанров» дал только несколько изначальных положений этой теории и лишь наметил основные пути исследования. По большей части бахтинская концепция развивалась в русле лингвистики. Однако периодически в литературоведении тоже точечно возрождается интерес к теории речевых жанров, поскольку Бахтин подчеркивал, что его теория лежит на границах лингвистики и литературоведения. В этом докладе совершается как раз такая попытка применения теории в рамках литературоведения.
18. Статья
bookCover
Пшеничный Кирилл Анатольевич.
Моделирование смыслов художественного произведения средствами теории совокупностей на примере рассказа В. М. Шукшина «Крепкий мужик» / Пшеничный Кирилл Анатольевич
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 120-122. - Библиогр.: с. 122 (2 назв.).
Ключевые слова: Мышление, Герменевтика, Замыслы, Тексты, Смыслы, Оптика, Механика, Санкт-Петербург, город, Рефлексии
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148744t.pdf
Подробнее
Аннотация: Экспликация смыслов в текстах художественных произведений может рассматриваться как основная задача герменевтики. Согласно Г. И. Богину, этот процесс осуществляется в трёх поясах в системе человеческой мыследеятельности (СМД): поясе нижнего уровня мД (мыследействования) — репрезентации опыта бытия в мире предметных представлений, поясе следующего уровня М—К (коммуникативной действительности) и поясе высшего уровня М (действительности чистого мышления).
19. Статья
bookCover
Гордашникова Диана Сергеевна.
Морфолого-синтаксический эрратив как художественный приём создания речевого портрета (на материале романа Д. Киза «Цветы для Элджернона») / Гордашникова Диана Сергеевна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 38-40.
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Синтаксис, Морфология, Эрративы, Русский язык, Речевой портрет
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148719t.pdf
Подробнее
Аннотация: В докладе рассматривается использование приема морфолого-синтаксического эрратива для создания речевого портрета персонажа с проблемами в интеллектуальном развитии. Приводятся анализ и классификация эрративов, сравниваются варианты их перевода на русский язык.
20. Статья
bookCover
Золотова Наталия Октябревна.
Некоторые аспекты изучения рефлексивного сознания в психолингвистике / Золотова Наталия Октябревна
// Понимание и рефлексия в России. - Тверь, 2019. - С. 48-51.
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Рефлексии, Реагирование, Психология, Управление, Поведение
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/148723t.pdf
Подробнее
Аннотация: Д. Б. Элькониным рассматриваются психологические корни изучения рефлексии со ссылкой на труды Л. С. Выготского, который, не употребляя термин «рефлексия», сформулировал проблему перехода от непосредственных форм поведения (форм реагирования) к опосредованным формам организации поведения и управления им.