Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Меньщикова Анна Львовна.
Анализ современных зарубежных исследований чувства беззащитности у подростков / Меньщикова Анна Львовна, Потапова Елена Александровна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 34-43. - библиогр.: с. 41-43 (26 назв.).
Авторы: Меньщикова Анна Львовна, Потапова Елена Александровна
Ключевые слова: Педагогика, Санкт-Петербург, город, Подростки, Чувство беззащитности, Психическое здоровье
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15011/
Подробнее
Аннотация: В статье обобщаются исследования, проведённые за последние пять лет, посвященные изучению причин, проявлений, а также последствий влияния чувства беззащитности на характер становления личности подростков. Полученные результаты свидетельствуют о многокомпонентности изучаемого явления, взаимосвязи индивидуальных, семейных и социально-общественных факторов, влияющих на формирование чувства беззащитности у подростков, и подчёркивают необходимость создания целевых систем поддержки для смягчения её последствий и коррекции личностного развития подростков.
2. Статья из журнала
bookCover
Павлова Ольга Сергеевна.
Взаимосвязь социально-психологического климата в организации с коммуникативной компетентностью сотрудников / Павлова Ольга Сергеевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 225-233. - Библиогр.: с. 232 (15 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Самара, город, Социально-психологический климат, Коммуникативная компетентность, Коммуникативные и организаторские склонности
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15029/
Подробнее
Аннотация: В статье проведено исследование психологических категорий «социально-психологический» климат и «коммуникативная компетентность». Социально-психологический климат включает в себя различные элементы, важнейшими из которых являются: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. На формирование социальнопсихологического климата в коллективе оказывает влияние множество внутренних и внешних факторов. Одним из таких факторов может оказаться коммуникативная компетентность сотрудников. Также в статье рассмотрены результаты проведенного практического исследования, которые позволили определить уровень благоприятности социальнопсихологического климата в коллективе, а также уровень сформированности таких элементов коммуникативной компетентности, как коммуникативные и организационные склонности.
3. Статья из журнала
bookCover
Лукашенко Дмитрий Владимирович.
Влияние цифровой среды на когнитивные процессы и эмоциональное благополучие на ранних этапах профессионализации / Лукашенко Дмитрий Владимирович
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 65-72. - Библиогр.: с. 71-72 (15 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Цифровая среда, Когнитивные процессы, Эмоциональное благополучие, Профессионализация, Психология труда
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15014/
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния цифровой среды на когнитивные процессы (внимание, память, критическое мышление) и эмоциональное благополучие учащихся в контексте психологии труда. Объект исследования – когнитивные процессы (внимание, память, критическое мышление) и эмоциональное благополучие учащихся в условиях цифровой среды. Цель работы – определить влияние интенсивного использования цифровых технологий на учащихся и разработать педагогические рекомендации для оптимизации образовательного процесса. Методы исследования включают эмпирическое исследование (выборка 120 учащихся 14–18 лет, тесты Струпа, памяти, Watson-Glaser, шкалы WEMWBS и PSS, анкетирование, наблюдение) и анализ актуальной литературы. Результаты показали, что интенсивное использование цифровой среды снижает внимание (r=-0,62), память (r=-0,58), критическое мышление и повышает стресс (r=0,71). Новизна заключается в выявлении возрастных и гендерных различий, а также нейропсихологических механизмов этих эффектов. Область применения – психология труда и организация обучения. Рекомендации включают внедрение цифровой гигиены, обучение саморегуляции и использование адаптивных образовательных платформ для минимизации негативных эффектов и усиления образовательного потенциала на ранних этапах профессионализации.
4. Статья из журнала
bookCover
Шатохина Ольга Алексеевна.
Использование нейронных сетей для адаптивного обучения иностранным языкам / Шатохина Ольга Алексеевна, Рябова Марина Эдуардовна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 153-164. - Библиогр.: с. 163 (8 назв.).
Авторы: Шатохина Ольга Алексеевна, Рябова Марина Эдуардовна
Ключевые слова: Обучение, Иностранные языки, Педагогика, Электронные ресурсы, Архитектура
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15022/
Подробнее
Аннотация: В данной статье проводится комплексный анализ преимущества использования нейронных сетей по сравнению с традиционными методами обучения иностранным языкам, описываются архитектуры нейронных сетей, применимые для решения задач адаптивного обучения, и обсуждаются перспективы развития данной области. В работе были использованы методы теоретического исследования, анализ существующих научных публикаций и практических примеров применения нейронных сетей в образовании. Результаты исследования показывают, что нейронные сети, обладая высокой способностью к обработке данных и выявлению закономерностей, могут значительно повысить эффективность обучения, предлагая персонализированные подходы и ресурсы.
5. Статья из журнала
bookCover
Лавренко Дарина Станиславовна.
Колористическая компетенция как ценностно-смысловой ориентир подготовки начинающих художников: проблема дефиниции и диагностики / Лавренко Дарина Станиславовна, Милюгина Елена Георгиевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 99-108. - Библиогр.: с. 106-108 (22 назв.).
Авторы: Лавренко Дарина Станиславовна, Милюгина Елена Георгиевна
Ключевые слова: Педагогика, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Колорит, Колористическая компетенция
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15017/
Подробнее
Аннотация: Актуализирована проблема совершенствования методического инструментария колористической подготовки начинающих художников в условиях дополнительного образования. Определено содержание и структура колористической компетенции начинающих художников как ценностно-смыслового ориентира их колористической подготовки. С опорой на результаты диагностики сформулированы проблемы колористической подготовки начинающих художников. Предложен перспективный план формирования колористической компетенции начинающих художников как ценностно-смыслового ориентира их колористической подготовки.
6. Статья из журнала
bookCover
Магер-Хачатрян Сара Владимировна.
Концепции психического здоровья: подходы и критерии / Магер-Хачатрян Сара Владимировна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 216-224. - Библиогр.: с. 222-223 (22 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Психическое здоровье, Психологическое здоровье, Психологические школы
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15028/
Подробнее
Аннотация: Изучаются подходы к пониманию здоровья с точки зрения его психической концепции: биологический, поведенческий, социальный, душевный, психоаналитический, нормоцентрический, социально ориентированный, кросс-культурный, персоналистический, аксиологический, эволюционистский, комплексный, дискурсивный, холистический, феноменологический, акмеологический. Систематизированы определения психического здоровья и его характеристики, определяемые с позиций указанных подходов.
7. Статья из журнала
bookCover
Вдовин Сергей Александрович.
Личность преподавателя в контексте комплементарности цифровой и гуманистической парадигм образования / Вдовин Сергей Александрович , Мельников Максим Сергеевич , Позднякова Оксана Константиновна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 86-98. - Библиогр.: с. 96-97 (24 назв.).
Авторы: Вдовин Сергей Александрович , Мельников Максим Сергеевич , Позднякова Оксана Константиновна
Ключевые слова: Педагогика, Самара, город, Личность преподавателя, Цифровая парадигма образования, Гуманистическая парадигма образования
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15016/
Подробнее
Аннотация: В статье проблема личности современного преподавателя рассматривается в контексте комплементарности цифровой и гуманистической парадигм образования, определяющей требования к педагогу: высокий уровень сформированности цифровых компетенций, реализация в условиях цифровой образовательной среды принципов гуманизации образовательного процесса, освоение новых цифровых инструментов и адекватное их интегрирование в обучение при сохранении принципов гуманизации, осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормами морали и требованиями нравственности. Выявляются отвечающие данным требованиям качества личности преподавателя: цифровая грамотность, технологическая адаптивность и инновационность, критичность, умение организовывать цифровое пространство, нравственные качества и др. Обосновывается, что органичное сочетание технологических и гуманистических аспектов педагогической деятельности обеспечивает формирование образовательной среды, способствующей воспитанию гармонично развитых, ответственных и творческих граждан современной России.
8. Статья из журнала
bookCover
Пасевич Заряна Васильевна.
Мобильные технологии в преподавании русского языка как иностранного / Пасевич Заряна Васильевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 143-152. - Библиогр.: с. 151-152 (7 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Русский язык как иностранный, Интерактивные учебные материалы, Платформа Quizizz, Преподавание
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15021/
Подробнее
Аннотация: В статье характеризуется роль мобильных технологий в языковом образовании. Выделены актуальные направления в современных исследованиях об использовании мобильных технологий в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного. Проведен анализ технических характеристик и дидактических функций образовательной платформы и мобильного приложения нового поколения Quizizz и возможности их интеграции в учебный процесс. Исследование проводилось путем апробации функционала Quizizz при обучении русскому языку как иностранному, а также обобщения педагогического опыта практического использования названной образовательной платформы.
9. Статья из журнала
bookCover
Чернышева Анастасия Алексеевна.
О субъектности личности в современном цифровом мире / Чернышева Анастасия Алексеевна, Беспалова Татьяна Михайловна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 44-53. - Библиогр.: с. 51-53 (28 назв.).
Авторы: Чернышева Анастасия Алексеевна, Беспалова Татьяна Михайловна
Ключевые слова: Мотивация, Педагогика, Виртуальные технологии, Рязань, город, Субъектность, Личность
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15012/
Подробнее
Аннотация: Представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему формирования субъектности личности. Субъектность представлена как сложное и многогранное явление, которое можно рассматривать с различных точек зрения: как проявление саморегуляции, системное качество, в контексте взаимодействия с другими и т.д. Описан механизм обусловливания субъектности, особенности формирования и ее развития в процессе жизни человека, раскрыты факторы, влияющие на субъектность. Подчеркивается влияние цифровизации и виртуальных технологий на субъектность личности, ее проявление в современном мире, стратегии проявления, мотивации.
10. Статья из журнала
bookCover
Ли Тинтин.
Особенности организации процесса духовного воспитания студентов в условиях высшего музыкального образования Китая / Ли Тинтин
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 204-215. - Библиогр.: с. 214-215 (18 назв.).
Ключевые слова: Образование в Китае, Педагогика, Моральное воспитание, Москва, город, Духовное воспитание, Музыкальное образование
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15027/
Подробнее
Аннотация: Проанализированы практики духовного воспитания в системе высшего музыкального образования в Китае. Использованы положения гуманитарной парадигмы, личностно ориентированный и деятельностный подходы, а также такие теоретические методы, как анализ, синтез и обобщение. Определены особенности духовного воспитания в учреждениях высшего музыкального образования. Выделены рекомендации по использованию новых методов и подходов в высших музыкальных учреждениях для повышения эффективности музыкального образования в Китае.
11. Статья из журнала
bookCover
Бабичев Игорь Витальевич.
Особенности развития психической саморегуляции у подростков с поражением опорно-двигательного аппарата / Бабичев Игорь Витальевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 6-14. - Библиогр.: с. 12-14 (16 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Подростки, Нарушения опорно-двигательного аппарата, Среднее образование
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15008/
Подробнее
Аннотация: Целью настоящего исследования является определение основных особенностей развития осознанной психической саморегуляции у подростков с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В качестве таких особенностей в статье выделяются особая значимость целенаправленного развития психической саморегуляции у данной категории лиц, ограниченность в выборе методик саморегуляции, крайне индивидуальный характер обучения, необходимость дополнительного развития волевой сферы и т.д.
12. Статья из журнала
bookCover
Фадеева Яна Евгеньевна.
Особенности учебного режима для детей школьного возраста на базе лечебных учреждений различного типа (1920–1970-е годы XX века) / Фадеева Яна Евгеньевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 234-243. - Библиогр.: с. 241-243 (20 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Труды Тверского государственного университета, Тверь, город, Госпитальная педагогика, Учебный режим
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15030/
Подробнее
Аннотация: Представлена идея о необходимости организации учебного режима для детей с учетом патогенеза соматических заболеваний на базе детских больниц, лесных школ и санаториев в 1920–1970-е годы XX века. С использованием компаративного метода раскрыты основные особенности учебного режима детского санатория туберкулезного профиля: наличие общего, переходного и щадящего режимов; сокращение числа учащихся в классе, снижение на треть часов учебной нагрузки и увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе.
13. Статья из журнала
bookCover
Гайдукова Ольга Владимировна.
Причины несоответствия результатов уровневого тестирования когнитивным способностям китайских учащихся / Гайдукова Ольга Владимировна, Маркина Наталья Алексеевна, Тананина Анастасия Владимировна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 109-119. - Библиогр.: с. 118-119 (9 назв.).
Авторы: Гайдукова Ольга Владимировна, Маркина Наталья Алексеевна, Тананина Анастасия Владимировна
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Русский язык как иностранный, Уровневое обучение, Уровневое тестирование, Китайские учащиеся
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15018/
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, возникающих у китайских учащихся при прохождении уровневого тестирования по русскому языку, результатом которых становится несоответствие получаемых результатов реальным знаниям учащихся. Цель нашей работы – выделить и описать данные проблемы, обосновать причины их появления и доказать необходимость серьёзного реформирования современной системы уровневого тестирования по русскому языку как иностранному с учётом психологических и когнитивных особенностей учащихся из разных стран (прежде всего, китайских учащихся).
14. Статья из журнала
bookCover
Дембицкая Ольга Юрьевна.
Психологическая устойчивость личности в условиях цифровизации общества / Дембицкая Ольга Юрьевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 15-23. - Библиогр.: с. 21-23 (22 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Поведение, Психологическая устойчивость, Клин, город, Психологическая безопасность, Цифровая трансформация
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15009/
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрена психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. Подчеркивается внедрение информационных технологий в различные сферы профессиональной деятельности и повсеместная цифровая трансформация общества, которая не может не отражаться на адаптации личности и ее устойчивости к стрессовым условиям социума. Выделены и описаны подходы и направления исследований психологической устойчивости личности, традиционно рассматриваемых в структуре других психических явлений. Обозначены изменяющиеся (инвариантные) параметры, которые способны обеспечить психологическую устойчивость личности в условиях цифровизации в контексте противодействия рискам, возникающим в информационном поле: субъективное личностное благополучие и жизнестойкость (жизнеспособность), высокая способность к прогнозированию событий, мотивация личности, нацеленность на самоактуализацию и саморазвитие, виртуальная идентичность, использование конструктивных стратегий совладающего поведения и зрелых механизмов психологической защиты, критичность мышления.
15. Статья из журнала
bookCover
Демиденко Надежда Николаевна.
Психологический анализ феномена внутриличностного конфликта женщин как субъектов труда в системе интернет-маркетинга / Демиденко Надежда Николаевна, Ковалева Дина Петровна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 54-64. - Библиогр.: с. 62-64 (21 назв.).
Авторы: Демиденко Надежда Николаевна, Ковалева Дина Петровна
Ключевые слова: Педагогика, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Субъект труда, Женщины с внутриличностным конфликтом
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15013/
Подробнее
Аннотация: В статье систематизированы данные относительно дистанционной формы работы в системе интернет-маркетинга; выявлены факторы, влияющие на психологическое благополучие женщин с выраженным внутриличностным конфликтом, работающих в системе интернетмаркетинга дистанционно. Цель исследования – на основе теоретического анализа научных данных выявить, систематизировать и представить актуальные характеристики личности женщины – субъекта труда, работающей в системе интернет-маркетинга дистанционно. Новизна исследования заключается в психологическом анализе феномена внутриличностного конфликта женщин, работающих дистанционно, и выявлении их характеристик как субъектов труда в системе интернетмаркетинга. Прикладное значение исследования в том, что оно формирует теоретико-методологическую основу программ эмпирического, экспериментального исследований субъектов данного вида труда с целью дальнейшей разработки программ психологического сопровождения.
16. Статья из журнала
bookCover
Яценко Анастасия Николаевна.
Психолого-эргономическое обоснование требований к формированию зрительной информации на электронном индикаторе вертолета / Яценко Анастасия Николаевна, Глушко Алексей Николаевич , Чунтул Александр Васильевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 73-85. - Библиогр.: с. 84-85 (15 назв.).
Авторы: Яценко Анастасия Николаевна, Глушко Алексей Николаевич , Чунтул Александр Васильевич
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Индикатор, Частота обновления информации, Тенденции
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15015/
Подробнее
Аннотация: Рассмотрены особенности информационного взаимодействия лётчиков летательных аппаратов с современными жидкокристаллическими индикаторами. Исследован процесс восприятия знако-графической информации, в зависимости от её характеристик (угловых размеров знака, яркостного контраста изображения и фона, частоты обновления информации на экране), а также разрешения экрана индикатора. Практическая значимость результатов исследований заключается в их применении при проектировании систем отображения информации и разработке требований к характеристикам экранных индикаторов, предназначенных для установки в кабинах современных вертолётов.
17. Статья из журнала
bookCover
Кузнецова Ирина Викторовна.
Развитие критического мышления школьников при изучении квадратных уравнений на основе метода параметризации / Кузнецова Ирина Викторовна, Сильченко Ален Павлович, Суворова Мария Александровна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 133-142. - Библиогр.: с. 141 (4 назв.).
Авторы: Кузнецова Ирина Викторовна, Сильченко Ален Павлович, Суворова Мария Александровна
Ключевые слова: Педагогика, Уравнения, Труды Тверского государственного университета, Критическое мышление, Методика
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15020/
Подробнее
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы развития критического мышления у школьников при обучении математике. На примере темы «Квадратные уравнения» показана возможность превратить процесс обучения математики из шаблонного выполнения действий в плоскость исследовательской деятельности: школьники учатся прогнозировать результаты, оценивать устойчивость решений к изменениям параметров и формулировать выводы на основе множества сценариев. Цель исследования – описание приема развития критического мышления у обучающихся на основе метода параметризации. Обосновано, что практико-ориентированные задачи моделируют реальную действительность и демонстрируют связь математики с повседневной жизнью. Показано применение программы GeoGebra к исследованию уравнений с параметром.
18. Статья из журнала
bookCover
И Аньжань.
Современные эффективные методы и технологии обучения китайскому языку как иностранному / И Аньжань
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 120-132. - Библиогр.: с. 130-132 (17 назв.).
Ключевые слова: Педагоги, Москва, город, Китайский язык, Инновационные технологии обучения, Знаниевая парадигма образования
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15019/
Подробнее
Аннотация: Приводится обзор практического опыта преподавания китайского языка как иностранного. Актуальность обзора обоснована ростом значения Китая на мировой арене и повышением интереса иностранцев к изучению китайского языка. Цель исследования состоит в изучении наиболее эффективных методов и педагогических технологий, используемых в преподавании китайского языка как иностранного. В статье проанализированы научно-исследовательские работы и дидактические материалы отечественных и зарубежных методистов. Выделены методы и технологии обучения, которые позволяют повысить уровень владения китайским языком, а также проанализирована их эффективность. Новизна исследования заключается в анализе и обобщении опыта российских и зарубежных специалистов в области обучения китайскому языку и представлении более полного перечня методов и технологий по сравнению с существующими исследованиями. Результаты работы могут быть использованы как для теоретических исследований, так и для практической разработки дидактических материалов по китайскому языку. Делается вывод, что при изучении китайского языка, как и любого иностранного, использование инновационных методов и технологий позволяет добиться более высоких результатов в обучении.
19. Статья из журнала
bookCover
Ибрагимов Али Узейирович.
Теоретический анализ проблемы самоповреждающего поведения у обучающихся подростков / Ибрагимов Али Узейирович , Феоктистова Светлана Васильевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 24-33. - Библиогр.: с. 31-32 (14 назв.).
Авторы: Ибрагимов Али Узейирович , Феоктистова Светлана Васильевна
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Самоповреждающее поведение, Эмоциональные расстройства, Психологические аспекты
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15010/
Подробнее
Аннотация: В современном обществе деструктивные формы поведения подростков, включая намеренное причинение себе физического вреда, становятся все более распространенными и требуют внимания специалистов в области психологии. Цель данной статьи заключается в исследовании причин и последствий самоповреждающего поведения у подростков, а также в разработке рекомендаций для оказания поддержки и помощи этой категории лиц. Собраны статистические данные о распространенности данного поведения среди подростков, проанализированы опросы среди подростков и их родителей. Методы исследования включали обзор литературы, анализ статистических данных и сравнительный анализ. В частности, аутоагрессивное поведение может выражаться в нанесении порезов, ожогов, ударов, отравлении лекарственными препаратами или других веществах. Помимо непосредственного физического ущерба, самоповреждение может приводить к развитию депрессивных состояний, тревожных расстройств, посттравматического стрессового расстройства, а также повышает риск суицидальных попыток. Самоповреждающее поведение среди подростков является актуальной социальнопсихологической проблемой, требующей комплексного подхода в решении. Создание благоприятной психологической атмосферы и объединение усилий родителей, педагогов, психологов и медицинских работников могут существенно снизить проявления аутоагрессивного поведения и улучшить общее благополучие подрастающего поколения.
20. Статья из журнала
bookCover
Жуйкова София Аркадьевна.
Феномен самоактуализации личности: ретроспективный анализ / Жуйкова София Аркадьевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2025. - № 3. - С. 194-203. - Библиогр.: с. 201-203 (25 назв.).
Ключевые слова: Личностный рост, Педагогика, Москва, город, Самореализация, Самоактуализация
Ссылка на ресурс: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/15026/
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается эволюция теории самоактуализации личности в рамках ретроспективного анализа. Описывается зарождения идей личностной самоактуализации в античности, выявляются основные особенности идей самоактуализации и самореализации человека в ранних западных и восточных философских течениях (Аристотель, Упанишады, Дао). Выделяются основные элементы духовного роста человека в период Средневековья. Ценность индивидуальности и способностей личности в эпоху Просвещения описывается с позиций таких философов и ученых этого исторического периода, как Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.- Ж. Руссо. Идеи самоактуализации личности в ХХ столетии эволюционно представлены на основе работ А. Маслоу, Д.А. Леонтьева. Самоактуализация как одна из ключевых потребностей человека в условиях XXI века и цифровизации общества рассмотрена с позиций современных отечественных и зарубежных исследователей (Е.Ф. Ященко, Е.Н. Беляева, П.П. Кочеганова, Р. Billingham, А. Taylor). В статье сделан вывод, что в условиях цифровизации общества цифровые технологии, с одной стороны, могут способствовать самореализации человека, предоставляя широким доступ к информационным и другим возможностям для установления коммуникации людей, но, с другой стороны, чрезмерное использование цифровых ресурсов способно оказать негативное влияние на личность в плане появления у нее интернет-зависимости, и, как следствие, задержки личностного роста.
12