Найдено документов - 18 | Статьи из номера журнала (сборника): Слово и текст: психолингвистический подход [Электронный ресурс] : сборник научных трудов. Вып. 17 / М-во образования и науки РФ, Твер. гос. ун-т, Каф. теории яз. и перевода ; [отв. ред. А. А. Залевская]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Залевская Александра Александровна.
"Идея вещи", "перцептивное суждение" и "значение" при межъязыковых / межкультурных контактах / Залевская Александра Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 16-24. - Библиогр.: с. 23-24 (19 назв.).
"Идея вещи", "перцептивное суждение" и "значение" при межъязыковых / межкультурных контактах / Залевская Александра Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 16-24. - Библиогр.: с. 23-24 (19 назв.).
Ключевые слова: Пирс, Идея, Перцептивное суждение, Значение, Интерпретация, Интерпретанта, Знак, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13818t.pdf
Подробнее
Аннотация: Обсуждается возможность использования трактовки Ч.С. Пирсом некоторых понятий, связанных с речемыслительной деятельностью индивида, при объяснении опор для взаимопонимания при межъязыковых / межкультурных контактах
2. Статья
Нестерова Мария Сергеевна.
Виды игр и игровых приёмов при обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста / Нестерова Мария Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 102-105. - Библиогр.: с. 105 (13 назв.).
Виды игр и игровых приёмов при обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста / Нестерова Мария Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 102-105. - Библиогр.: с. 105 (13 назв.).
Ключевые слова: Обучающие игры, Педагогика, Метод обучения ИЯ, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13819t.pdf
Подробнее
Аннотация: В данной статье рассматриваются виды игр и игровых приёмов при обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста. Изучив взгляды разных авторов по данному вопросу, можно отметить, что объект является весьма многогранным и интересным для изучения
3. Статья
Доминикан Алина Игоревна.
Значения слова контекст по данным словарей и корпусов текстов / Доминикан Алина Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 9-15. - Библиогр.: с. 15 (14 назв.).
Значения слова контекст по данным словарей и корпусов текстов / Доминикан Алина Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 9-15. - Библиогр.: с. 15 (14 назв.).
Ключевые слова: Контекст, Значение, Общеязыковое значение, Терминологическое значение словари, толковые словари, Толковые словари, Корпусы
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13820t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассматривается слово контекст и его английский коррелят context с привлечением толковых словарей русского и английского языков. Используются Национальный корпус русского языка и корпусы английского языка
4. Статья
Зубкова Марина Анатольевна.
К вопросу о сущности терминосистем / Зубкова Марина Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 29-30 (6 назв.).
К вопросу о сущности терминосистем / Зубкова Марина Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 29-30 (6 назв.).
Ключевые слова: Термин, Система, Терминосистема, Терминоведение, План выражения термина, План содержания термина, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13821t.pdf
Подробнее
Аннотация: Предпринята попытка систематизировать существующие на сегодняшний день подходы к понятию «терминосистема» на основе анализа двух составляющих - понятия «термин» и понятия «система». Выдвинуто предположение о возможности рассмотрения отдельно систем, описывающих план выражения терминов, и систем, описывающих их план содержания. Предлагается создание комплексной методики, позволяющей разграничивать смежные терминосистемы на основе трёх критериев их оценки: единой научной теории или концепции, сферы употребления и реакции на внешние факторы воздействия
5. Статья
Яковлев Андрей Александрович.
К вопросу о физиологическом базисе семантических исследований / Яковлев Андрей Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 41-46. - Библиогр.: с. 46 (6 назв.).
К вопросу о физиологическом базисе семантических исследований / Яковлев Андрей Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 41-46. - Библиогр.: с. 46 (6 назв.).
Ключевые слова: Свободный ассоциативный эксперимент, Теория функциональных систем, Новое знание
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13822t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, в котором некоторые ассоциации даны не на данный стимул, а на другой стимул той же анкеты. Приводится попытка объяснить такие случаи с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Объяснение состоит в том, что реакции сопутствует процесс осмысления всей ситуации, в которой человек взаимодействует со словом-стимулом
6. Статья
Кривоносова Александра Игоревна.
Когнитивное понимание текста через художественную деталь / Кривоносова Александра Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 64-68. - Библиогр.: с. 68 (6 назв.).
Когнитивное понимание текста через художественную деталь / Кривоносова Александра Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 64-68. - Библиогр.: с. 68 (6 назв.).
Ключевые слова: Изобразительная деталь, Интерпретация текста, Когнитивное понимание, Концепт, Культура, Герменевтика, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13823t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается когнитивное понимание текста как один из типов понимания, реализующий интеллектуальную сущность человека. На когнитивном уровне понимания реципиент познаёт и осваивает объективно-реальностные ситуации культуры, на которой базируется само когнитивное понимание. Рассматриваются примеры изобразительных деталей, входящих в семантическое поле, которое репрезентируется значениями слов occupation, invasion и enemy
7. Статья
Чугунова Светлана Александровна.
Коммуникативный эффект и оценка качества перевода с психолингвистических позиций / Чугунова Светлана Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 81-90. - Библиогр.: с. 89-90 (26 назв.).
Коммуникативный эффект и оценка качества перевода с психолингвистических позиций / Чугунова Светлана Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 81-90. - Библиогр.: с. 89-90 (26 назв.).
Ключевые слова: Качество перевода, Коммуникативный эффект, Адекватный перевод, Психолингвистический эксперимент, Семантическое шкалирование, Политический лозунг
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13824t.pdf
Подробнее
Аннотация: Предпринимается попытка с помощью психолингвистического эксперимента сопоставить коммуникативные эффекты, производимые текстом оригинала (ИТ) и текстом перевода (ПТ). Это обусловлено тем, что, как правило, рассуждения о качестве перевода с привлечением понятий коммуникативного эффекта и адекватного перевода не выходят за рамки теоретических построений. Эксперимент с использованием метода семантического шкалирования с опорой на метод семантического дифференциала Ч. Осгуда проводился на материале политических лозунгов
8. Статья
Оборина Марина Владимировна.
Контекст как средство смыслообразования / Оборина Марина Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 73-79. - Библиогр.: с. 79 (9 назв.).
Контекст как средство смыслообразования / Оборина Марина Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 73-79. - Библиогр.: с. 79 (9 назв.).
Ключевые слова: Образность, Контекст, Перевод, Культура, Герменевтика, Смысл, Идентичность, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13825t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье представлено осмысление опыта интерпретации и перевода текста повести А. Платонова с помощью контекстов, развёрнутых в образах и описаниях. Средства образности уточняют контекст, отмечают существенные его черты. Выдвигается предположение о принципиальной доступности смыслов иной культуры. Смыслы текста существуют в нём объективно, но не в качестве означаемого при установленном знаке
9. Статья
Балашова Юлия Андреевна.
Некоторые особенности институционального делового дискурса / Балашова Юлия Андреевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 47-50. - Библиогр.: с. 50 (9 назв.).
Некоторые особенности институционального делового дискурса / Балашова Юлия Андреевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 47-50. - Библиогр.: с. 50 (9 назв.).
Ключевые слова: Институциональный деловой дискурс, Лингвистика, Деловой дискурс, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13826t.pdf
Подробнее
Аннотация: В данной статье рассматриваются различные подходы к проблеме институционального делового дискурса как многоаспектного и неоднозначного явления, требующего тщательного изучения с разных позиций и взглядов
10. Статья
Купцова Юлия Александровна.
Проблема речевого воздействия / Купцова Юлия Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 69-72. - Библиогр.: с. 72 (8 назв.).
Проблема речевого воздействия / Купцова Юлия Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 69-72. - Библиогр.: с. 72 (8 назв.).
Ключевые слова: Речевое общение, Речевое воздействие, Перлокуция, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13827t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается перлокуция как речевое воздействие на слушающего. Изучив взгляды ученых по данному вопросу, можно сделать вывод, что перлокуция – весьма сложный и неоднозначный объект для изучения. Более того перлокуция отличается специфическими особенностями, которые затрудняют её изучение
11. Статья
Мохамед Наталия Валерьевна.
Промежуточный язык: формирование грамматической компетенции / Мохамед Наталия Валерьевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 96-101. - Библиогр.: с. 100 (21 назв.).
Промежуточный язык: формирование грамматической компетенции / Мохамед Наталия Валерьевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 96-101. - Библиогр.: с. 100 (21 назв.).
Ключевые слова: Овладение вторым языком, Промежуточный язык, Грамматическая компетенция, Правила индивидуальной грамматики, Перенос знаний, Языковые формулы, Овладение немецким языком как вторым иностранным языком
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13828t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается гипотеза формирования индивидуальной грамматики промежуточного языка при овладении немецким языком как вторым, третьим и т.д. иностранным, а также предлагаются подходы к оптимизации методов преподавания, которые учитывают не только особенности всей перспективы развития промежуточного языка индивида, его стадиальности, наличия правил индивидуальной грамматики, декларативного и процедурального характера, но также условия, благоприятно влияющие на перенос знаний в ходе формирования грамматической компетенции индивида. Обсуждаются эмпирические данные, на основе которых была разработана данная гипотеза
12. Статья
Арлукевич Маргарита Евгеньевна.
Развитие значения слова picture по данным словарей и корпусов текстов / Арлукевич Маргарита Евгеньевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 5-8.
Развитие значения слова picture по данным словарей и корпусов текстов / Арлукевич Маргарита Евгеньевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 5-8.
Ключевые слова: Электронный словарь, Тезаурус, Корпус текстов, Смысловое поле, Развитие значения слова, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13829t.pdf
Подробнее
Аннотация: Приводятся результаты анализа развития значения слова по данным различных печатных и электронных словарей, а также корпусов текстов
13. Статья
Мкртычян Светлана Викторовна.
Различение видовой корреляции глагола носителями языка (экспериментальное исследование) / Мкртычян Светлана Викторовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 31-36. - Библиогр.: с. 36 (6 назв.).
Различение видовой корреляции глагола носителями языка (экспериментальное исследование) / Мкртычян Светлана Викторовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 31-36. - Библиогр.: с. 36 (6 назв.).
Ключевые слова: Грамматическая категория, «Чувство языка», Вид русского глагола, Эксперимент, Интерпретация, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13830t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье обсуждается проблема владения родным языком, описываются результаты экспериментального исследования, направленного на выяснение чувствительности носителей языка к видовой оппозиции глаголов несовершенного/совершенного вида. Ключевые слова: «чувство языка», грамматическая категория, вид русского глагола, эксперимент, интерпретация
14. Статья
Семененкова Ксения Владимировна.
Роль учителя иностранного языка: некоторые аспекты истории и современности / Семененкова Ксения Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 106-111. - Библиогр.: с. 110 (8 назв.).
Роль учителя иностранного языка: некоторые аспекты истории и современности / Семененкова Ксения Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 106-111. - Библиогр.: с. 110 (8 назв.).
Ключевые слова: Учитель иностранного языка, Образование, Методика обучения иностранному языку, Вторичная языковая личность, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13831t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье обсуждается роль учителя иностранного языка в контексте реформ в образовании, обусловленных историко-культурными процессами в России и европейских странах. Требования к профессиональным качествам и задачам учителя на разных этапах связываются с социальными запросами общества, которые формируются под влиянием доминирующих ценностей и реальных потребностей
15. Статья
Бородина Анна Владимировна.
Теоретико-методологические предпосылки изучения перформативности как свойства юридических текстов / Бородина Анна Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 51-57. - Библиогр.: с. 56-57 (17 назв.).
Теоретико-методологические предпосылки изучения перформативности как свойства юридических текстов / Бородина Анна Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 51-57. - Библиогр.: с. 56-57 (17 назв.).
Ключевые слова: Юридический текст, Перформативность, Принудительная сила государства, Юридический перевод, Юридический дискурс, Интегративный подход, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13832t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье на основании анализа трудов отечественных и зарубежных учёных обсуждаются ключевые теоретико-методологические предпосылки изучения перформативности как свойства юридических текстов. Вводится понятие принудительной силы государства как свойства юридического дискурса, определяющего перформативность оригинальных и переводных юридических текстов
16. Статья
Сулейманова Зарема Магомедовна.
Терминологические базы данных как часть международных проектов / Сулейманова Зарема Магомедовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 37-40. - Библиогр.: с. 39-40 (10 назв.).
Терминологические базы данных как часть международных проектов / Сулейманова Зарема Магомедовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 37-40. - Библиогр.: с. 39-40 (10 назв.).
Ключевые слова: Терминология, Базы данных, Международные проекты, Гармонизация терминов, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13833t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассматривается место терминологии в современном мире, её роль в реализации международных проектов. Проводится обзор наиболее крупных международных терминологических баз данных. Описываются принципы технологического процесса гармонизации терминов
17. Статья
Загуменкина Валентина Сергеевна.
Умения и навыки, необходимые для достижения понимания текста / Загуменкина Валентина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 91-95. - Библиогр.: с. 94-95 (17 назв.).
Умения и навыки, необходимые для достижения понимания текста / Загуменкина Валентина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 91-95. - Библиогр.: с. 94-95 (17 назв.).
Ключевые слова: Понимающее чтение, Понимание, Смысл, Рефлексия, Внимание к слову, Диалог с текстом, Читательское воображение
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13834t.pdf
Подробнее
Аннотация: Определяются навыки и умения, необходимые для понимания текста. Анализируются рекомендуемые К.Д. Ушинским способы научения детей пониманию текстов, его методика развития "дара слова"
18. Статья
Гордашникова Диана Сергеевна.
Фонографический эрратив как художественный приём создания речевого портрета (на материале романа Д. Кизя "Цветы для Элджернона") / Гордашникова Диана Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 58-63. - Библиогр.: с. 63 (7 назв.).
Фонографический эрратив как художественный приём создания речевого портрета (на материале романа Д. Кизя "Цветы для Элджернона") / Гордашникова Диана Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет, 2017. - Вып. 17. - С. 58-63. - Библиогр.: с. 63 (7 назв.).
Ключевые слова: Эрратив, Речевой портрет, Норма языка, Речевая ошибка, Спеллинг
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/13835t.pdf
Подробнее
Аннотация: Рассматривается использование фонографического эрратива для создания речевого портрета персонажа с проблемами в интеллектуальном развитии. Производятся анализ и классификация эрративов