Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
12
1. Статья из журнала
bookCover
Баринова Оксана Владимировна.
Взаимосвязь нравственных ориентаций и индивидуально-личностных свойств лиц юношеского возраста / Баринова Оксана Владимировна, Лернер Светлана Александровна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 6-14. - Библиогр.: с. 13-14 (13 назв.).
Авторы: Баринова Оксана Владимировна, Лернер Светлана Александровна
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Нравственность, Нравственные ориентации, Акцентуации
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12563/
Подробнее
Аннотация: С целью изучения особенностей нравственной сферы личности юношеского возраста во взаимосвязи с индивидуально-личностными свойствами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 102 студента медицинского колледжа, обучающихся на 1–3 курсах. Применялись методики диагностики нравственных ориентаций И.С. Славинской, А.Д. Наследова, М.Я. Дворецкой; Тест личностных акцентуаций В.П. Дворщенко; Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; Тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) в модификации Т.И. Пашуковой. Статистическая обработка подразумевала использование пакета программ SPSS 22.0, применение коэффициента корреляции Спирмена. В результате исследования были выявлены акцентуации характера и особенности самоотношения, взаимосвязанные с развитием нравственных ориентаций в юношеском возрасте. Результаты исследования могут быть полезны при составлении комплексных программ, ориентированных на нравственное развитие молодых людей.
2. Статья из журнала
bookCover
Гайдамашко Игорь Вячеславович.
Готовность к профессиональному выбору старшеклассников на этапе их допрофессионального развития / Гайдамашко Игорь Вячеславович , Егоренко Татьяна Анатольевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 51-59. - Библиогр.: с. 58-59 (15 назв.).
Авторы: Гайдамашко Игорь Вячеславович , Егоренко Татьяна Анатольевна
Ключевые слова: Педагогика, Сочи, город, Москва, город, Профессиональное становление, Готовность к профессиональному выбору, Профессиональная идентичность, Мотивы профессионального выбор
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12567/
Подробнее
Аннотация: Рассматривается понятие «готовность к профессиональному выбору на этапе допрофессионального развития». Представлены результаты исследования сформированности готовности старшеклассников к профессиональному выбору. В исследовании приняли участие 200 старшеклассников московских школ гуманитарного профиля: 109 человек обучается в 10 классе, 91 – в 11 классе. Полученные в исследовании данные подтверждены методами математико-статистической обработки данных. Результаты показывают, что неготовность к профессиональному выбору подкрепляется неосознанностью внутренних индивидуально значимых и социально значимых мотивов, несформированностью способности к планированию своего будущего. Психологическое сопровождение профессионального становления старшеклассника на этапе допрофессионального развития позволит активизировать внимание к себе, исследовать возможные варианты построения профессионального будущего и выбрать наиболее подходящий для себя.
3. Статья из журнала
bookCover
Крапивник Елена Владимировна.
Инновационные лингводидактические технологии в обучении иностранных студентов / Крапивник Елена Владимировна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 282-291. - Библиогр.: с. 290-291 (6 назв.).
Ключевые слова: Учебные часы, Педагогика, Хабаровск, город, Русский язык как иностранный, Интенсивное обучение, Инновационные технологии обучения
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12623/
Подробнее
Аннотация: Рассматриваются инновационные тенденции в методике обучения русскому языку как иностранному. Выявлены дидактические возможности инновационной лингводидактики в сфере обучения иностранных студентов в российских вузах. Сформулированы цели, задачи и основания обучения, опирающегося на традиции классической лингводидактики, с одной стороны, и использующего положительный опыт внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий и интенсивных методов – с другой. Представлена педагогическая практика организации экспресс-курсов русского языка как иностранного с учетом прогрессивных образовательных тенденций, инновационных технологий и элементов интенсивного обучения иностранным языкам. Определены принципы создания учебных материалов для краткосрочного обучения русскому языку как иностранному с учетом факторов, сдерживающих эффективность традиционного обучения иностранных студентов в условиях значительного сокращения учебных часов.
4. Статья из журнала
bookCover
Гребенников Юлия Леонидовна.
Исследование коммуникативных особенностей сотрудников министерства иностранных дел / Гребенников Юлия Леонидовна, Карпова Елизавета Александровна, Орлова Елена Александровна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 205-217. - Библиогр.: с. 216-217 (11 назв.).
Авторы: Гребенников Юлия Леонидовна, Карпова Елизавета Александровна, Орлова Елена Александровна
Ключевые слова: Педагогика, Профессиональная деятельность, Дипломатическая коммуникация, Профессиональное выгорание, Коммуникативная социальная компетентность
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12617/
Подробнее
Аннотация: Изложены результаты эмпирического исследования коммуникативных особенностей сотрудников Министерства иностранных дел. Коммуникативный контроль, коммуникативная социальная компетентность, эмоциональные барьеры в межличностном общении рассматриваются в качестве психологических факторов профессионального выгорания сотрудников МИД в контексте иноязычного общения. Обнаружена прямая взаимосвязь таких эмоциональных барьеров в межличностном общении, как «неумение управлять эмоциями, дозировать их» и «неадекватное проявление эмоций», с показателями профессионального выгорания «эмоциональное истощение» и «деперсонализация».
5. Статья из журнала
bookCover
Мороз Мария Владимировна.
Исследование образа профессии будущих специалистов по работе с молодежью на этапе профессиональной подготовки / Мороз Мария Владимировна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 129-137. - Библиогр.: с. 137 (8 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, Субъект труда, Образ профессии
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12574/
Подробнее
Аннотация: Представлены результаты исследования образа профессии будущих специалистов по работе с молодежью как необходимого условия формирования профессионального самосознания и проектирования вектора профессионального развития. Практическая значимость исследования детерминирована необходимостью подготовки кадров в системе государственной молодежной политики.
6. Статья из журнала
bookCover
Ковыльникова Татьяна Сергеевна.
Коллективные уроки общества воспитательниц и учительниц в практике отечественного высшего женского образования (1889–1900) / Ковыльникова Татьяна Сергеевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 244-255. - Библиогр.: с. 254-255 (25 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Тверь, город, Труды Тверского государственного университета, История высшего женского образования, История высшего женского образования, Образование
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12620/
Подробнее
Аннотация: Работа посвящена одной из малоизученных страниц истории высшего женского образования в России – деятельности Коллективных уроков Общества воспитательниц и учительниц, заменивших в сложное десятилетие 1889–1900 гг. все другие закрытые правительством женские курсы Москвы. До сих пор Коллективные уроки не становились предметом специального научного исследования. Целью статьи является обобщение разрозненной информации о создании и деятельности Коллективных уроков и оценка их значения для отечественного образования конца XIX в., а также введение в научный оборот очерка А.Я. Рабинович «Страница из истории высшего женского образования в России».
7. Статья из журнала
bookCover
Александрова Алевтина Николаевна.
Комплексная взаимозависимость личностной, академической и профессиональной мобильности в контексте личностно-профессионального роста / Александрова Алевтина Николаевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 303-311. - Библиогр.: с. 309-311 (24 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Образование на протяжении всей жизни, Образование, Мобильность, Академическая мобильность, Внешняя мобильность
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12625/
Подробнее
Аннотация: Обоснована актуальность обращения к проблеме профессионального развития через призму рассмотрения личностно-профессионального роста. Автор раскрывает актуальность применения образовательных практик в контексте профессионального развития. Обосновывается необходимость образования на протяжении всей жизни, обусловленная внешними факторами и наличием возможности осуществления повышения квалификации или приобретения новых профессиональных компетенций посредством осуществления академической мобильности. Определены общие компоненты личностной, академической и профессиональной мобильности. Выделяя основные элементы личной мобильности: активность, готовность, адаптивность и креативность, – автор подчеркивает их тождественное значение во всех исследуемых видах мобильности.
8. Статья из журнала
bookCover
Круглова Марина Анатольевна.
Критические жизненные ситуации в профессиональной деятельности: основные подходы к изучению / Круглова Марина Анатольевна, Водопьянова Наталия Евгеньевна, Круглов Владимир Анатольевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 88-99. - Библиогр.: с. 97-99 (31 назв.).
Авторы: Круглова Марина Анатольевна, Водопьянова Наталия Евгеньевна, Круглов Владимир Анатольевич
Ключевые слова: Педагогика, Санкт-Петербург, город, Критические жизненные ситуации, Стресс, Работа, Проактивность, Совладание
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12571/
Подробнее
Аннотация: Глобальные изменения жизни привели человека, особенно работающего, к необходимости быстро адаптироваться к тем вызовам, которые предъявляет действительность, создавая критические события. Изменения организационного процесса вызывают у работника пересмотр его взглядов на жизнь, работу, карьеру. Ежедневные новые вызовы и неопределенность будущего – все это проявляется в различных критических событиях жизни и вызывает у человека перманентный стресс. Описаны подходы к изучению критических жизненных ситуаций в профессиональной деятельности. Выделено четыре подхода к пониманию места критических жизненных ситуаций в работе. Проанализированы наиболее известные модели в рамках каждого подхода. Обозначены основные представители и их точки зрения в контексте данной парадигмы.
9. Статья из журнала
bookCover
Покотило Александр Сергеевич.
Модель формирования профессионального самосознания у старшеклассников на основе полипарадигмального подхода / Покотило Александр Сергеевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 323-332. - Библиогр.: с. 331-332 (18 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Саратов, город, Полипарадигмальный подход, Профессиональное самосознание, Педагогическая модель
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12627/
Подробнее
Аннотация: В данной статье сформулировано авторское представление о формировании профессионального самосознания старшеклассников на основе полипарадигмального подхода. Показаны основные компоненты профессионального самосознания, а также автором определены гуманистическая, культурологическая и компетентностная парадигмы как наиболее значимые составляющие полипарадигмального подхода в рамках проводимого исследования. Предложена педагогическая модель формирования профессионального самосознания у старшеклассников на основе полипарадигмального подхода, состоящая из целевого, содержательного и результативного блоков.
10. Статья из журнала
bookCover
Карабущенко Наталья Борисовна.
Научно-инженерная элита России: психологический подход / Карабущенко Наталья Борисовна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 77-88. - Библиогр.: с. 87-88 (16 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Москва, город, Элита, Творчество, Креативность, Научно-инженерная элита
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12570/
Подробнее
Аннотация: Дано обоснование значения и роли научно-инженерной элиты для современного российского общества, представлен теоретический обзор публикаций за последние годы, посвященных изучению научной, интеллектуальной и творческой элит. Анализ показал необходимость более системных исследований в данной области, поэтому была разработана авторская психологическая модель научно-инженерной, технической элиты, включающая: факторы внешнего влияния, структурные и содержательным составляющие, уровни и функции, а также критерии социальной и профессиональной успешности личности.
11. Статья из журнала
bookCover
Бабичев Игорь Витальевич.
Основные условия осуществления психологического сопровождения в детско-юношеской спортивной школе / Бабичев Игорь Витальевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 29-38. - Библиогр.: с. 37-38 (15 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Сочи, город, Психологическое сопровождение, Детско-юношеский спорт, Спортивный психолог, Психологическая компетентность
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12565/
Подробнее
Аннотация: Целью настоящего исследования является определение основных условий осуществления психологического сопровождения в организации детскоюношеского спорта, обеспечение которых позволяет прогнозировать наибольшую эффективность этого процесса. В статье в качестве основных условий психологического сопровождения в ДЮСШ рассматриваются высокий уровень профессионализма спортивного психолога, достаточный уровень финансирования психологического сопровождения, конструктивное взаимодействие между его участниками, документализация процесса сопровождения, психологическая компетентность тренеров.
12. Статья из журнала
bookCover
Лисичкина Юлия Викторовна.
Особенности профессиональной идентичности и мотивации деятельности работников неформальной занятости / Лисичкина Юлия Викторовна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 100-112. - Библиогр.: с. 110-112 (26 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Исследования, Этика, Профессия, Москва, город, Неформальная занятость
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12572/
Подробнее
Аннотация: Представленные в статье результаты эмпирического исследования показывают, что барьером профессионализации личности является неформальная занятость, следствие которой – снижение моральной ответственности, чувства общественного долга, мотивов самореализации в профессии. Сравнительный анализ данных профессиональной идентичности официально трудоустроенных и неформально занятых работников показал наличие признаков маргинализации у последних, выраженных в недостаточно развитом чувстве профессиональном долга, сниженной гражданской ответственности, в готовности нарушать профессиональную этику.
13. Статья из журнала
bookCover
Корягина Ирина Ивановна.
Особенности учебной мотивации у студентов медицинского профиля подготовки с различным уровнем психологического капитала / Корягина Ирина Ивановна , Маралов Владимир Георгиевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 158-168. - Библиогр.: с. 166-168 (24 назв.).
Авторы: Корягина Ирина Ивановна , Маралов Владимир Георгиевич
Ключевые слова: Педагогика, Иваново, город, Череповец, город, Психологический капитал, Мотивация учебно-профессиональной деятельности
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12577/
Подробнее
Аннотация: Цель исследования состояла в выявлении особенностей учебной мотивации у студентов – будущих медицинских работников с разным уровнем психологического капитала. В эмпирическом исследовании приняли участие 160 студентов Ивановской государственной медицинской академии в возрасте от 17 до 23 лет, средний возраст 19,9 (SD=2,53), мужчин – 41 (25,63%), женщин – 119 (74,37%). В качестве диагностических методик использовались опросник на выявление уровня психологического капитала Ф. Лютанса, К. Йозеф и Б. Аволио в адаптации В.Г. Маралова, М.А. Кудака, О.В. Смирновой, а также опросник А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой на выявление мотивации учебной деятельности. Было установлено, что студенты с высоким уровнем психологического капитала обладают оптимальной структурой мотивации учебно-профессиональной деятельности. У них оказались гораздо в большей степени, чем у студентов с низким уровнем психологического капитала, выражены профессиональные, учебно-познавательные, коммуникативные мотивы, мотивы престижа и мотивы творческой самореализации. По двум группам мотивов: социальным и избегания, различий обнаружено не было. В результате делается вывод о том, что психологический капитал выступает в роли личностного ресурса осуществления деятельности. Работа по его повышению будут позитивно сказываться на развитии мотивации и результативности учебно-профессиональной деятельности.
14. Статья из журнала
bookCover
Безносов Дмитрий Сергеевич.
Правовые отношения: кросс-культурные и поведенческие аспекты / Безносов Дмитрий Сергеевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 182-193. - Библиогр.: с. 192-193 (21 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Санкт-Петербург, город, Правовые отношения, Культурные заимствования, Правовые нормы, Ассертивность
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12579/
Подробнее
Аннотация: Цель статьи состоит в анализе кросс-культурных и поведенческих аспектов правовых отношений. Кросс-культурные аспекты проявляются в том, что правовые отношения в обществе проходят долгий исторический путь формирования и складываются под влиянием политических, религиозных, экономических условий. Основу правовых отношений составляют морально-нравственные и правовые нормы. Религиозные воззрения определяют мораль, которая отражается в правовой системе. В истории межгосударственных отношений довольно часто происходили культурные заимствования в правовой и религиозной области. Тесные торговые и религиозные отношения с Византией способствовали тому, что многие правовые принципы были приняты на Руси. Система права формировалась на основе международных договоров. Поведенческие аспекты правовых отношений проявляются в ассертивности – способности человека защищать свои права и интересы. Поведение человека можно разделить на типы: а) агрессивность – активная защита своих прав; б) пассивность, конформность, как отказ от самозащиты; в) ассертивность – осознанное, уверенное, взаимоуважительное поведение в межличностных и правовых отношениях, умение противостоять чужому влиянию.
15. Статья из журнала
bookCover
Лэй Тянь.
Практические аспекты работы над арией Онегина из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского / Лэй Тянь
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 232-302. - Библиогр.: с. 301-302 (18 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Иньчуань, город, Кантилена, Певец-актер, Певческий аппарат, Художественный образ
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12624/
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблемам практического освоения оперных партий в специальном вокальном классе на примере арии Онегина из третьей картины оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Цель статьи – проанализировать возможности комплексного освоения начинающими певцами – студентами вуза – многогранного, внутренне противоречивого образа Онегина, характер которого выражается через создание интенсивного внутреннего переживания. Используя нотные, аудио- и видеоматериалы, труды ведущих специалистов в данной области, отталкиваясь от идей К.С. Станиславского, автор обозначает пути поиска приемов выражения чувства в деталях и нюансах музыкального и литературного текста арии. В результате у исполнителя должно сформироваться целостное и перспективное представление об образе главного героя, скрытые черты которого обнаружат себя в процессе развития действия. Новизна работы обусловлена самим подходом к арии, при котором внутренние смыслы содержания (подтекст) естественно связываются с последующими характеристиками Онегина (текстом партии), объясняя мотивы его будущих поступков. Ария, таким образом, проецируется на весь ход драматического действия, а ее роль не ограничивается рамками одной картины. В работе над музыкальной интерпретацией арии учитываются также индивидуальные трактовки выдающихся исполнителей партии Онегина.
16. Статья из журнала
bookCover
Милюгина Елена Георгиевна.
Принципы фортепианной педагогики Джона Филда в контексте становления русской школы пианизма: опыт реконструкции / Милюгина Елена Георгиевна, Мерзликин Антон Дмитриевич
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 256-265. - Библиогр.: с. 264-265 (22 назв.).
Авторы: Милюгина Елена Георгиевна, Мерзликин Антон Дмитриевич
Ключевые слова: Педагогика, Труды Тверского государственного университета, Фортепианная педагогика, Русская фортепианная школа, Профессиональное развитие пианиста
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12621/
Подробнее
Аннотация: Теоретическая проблема исследования заключается в определении социокультурных и научно-педагогических условий формирования русской фортепианной школы в первой половине XIX в. Конкретная проблема исследования связана с осмыслением педагогического вклада, внесенного в профессиональное самоопределение русского пианизма Джоном Филдом – ведущим представителем лондонской фортепианной школы в российском музыкальном образовании изучаемого периода. Цель исследования – провести реконструкцию педагогической системы Дж. Филда и определить его вклад в становление и профессиональное самоопределение русской фортепианной педагогики в музыкальнообразовательном пространстве Европы первой половины XIX в. В результате исследования реконструирована система педагогических принципов Дж. Филда, описана ее специфика, выявлен ее потенциал для становления и развития русской фортепианной школы в допрофессиональный и профессиональный периоды ее истории.
17. Статья из журнала
bookCover
Шаповал Ирина Анатольевна.
Проблемы формирования социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза / Шаповал Ирина Анатольевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 229-243. - Библиогр.: с. 242-243 (19 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Воронеж, город, Общество, Социальная инклюзия, Социально-психологическая компетентность, Дизонтогенез
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12619/
Подробнее
Аннотация: Специфические стойкие проблемы овладения детьми и подростками в условиях дизонтогенеза социально-психологической компетентностью обсуждаются в контексте их социальной инклюзии и эксклюзии. Механизмы, сущность и характеристики этих проблем представлены в системе конструктов дезадаптации, дезадаптивного/девиантного поведения, дезадаптивности и дезадаптированности личности. Описаны возрастные особенности формирования социально-психологической некомпетентности, раскрыты их механизмы в условиях дизонтогенеза. Предложена динамическая модель развития дезадаптивности и социально-психологической некомпетентности. Делаются общие выводы о необходимости учета глубокого своеобразия процессов адаптации и компенсации в условиях дизонтогенеза в работе по развитию адаптивности и коррекции дезадаптивности. Сформулированы рекомендации по организации формирования у ребенка социально-психологической компетентности, необходимой и достаточной для инклюзии в стандартное общество.
18. Статья из журнала
bookCover
Макарова Оксана Александровна.
Профессиограмма оператора получения непрерывного стекловолокна / Макарова Оксана Александровна, Разина Татьяна Валерьевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 113-128. - Библиогр.: с. 126-127 (22 назв.).
Авторы: Макарова Оксана Александровна, Разина Татьяна Валерьевна
Ключевые слова: Педагогика, Общество, Москва, город, Профессиограмма, Оператор получения непрерывного стекловолокна
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12573/
Подробнее
Аннотация: Представлен анализ проблемы профессиографирования в профессии оператора, в частности оператора получения непрерывного стекловолокна. Актуальность темы обусловлена тенденциями в сфере производственного труда. Успех промышленных предприятий на рынке труда связывают сегодня не только с обеспеченностью технологического процесса современным оборудованием, но и обеспечением эффективного функционирования в системе «человек–техника». Личность самого оператора и его труд оказываются в центре внимания. При этом сфера производства стекловолокна при увеличении своих объемов остается в наименьшей степени рассматриваемой в психологической науке. Сформулировано актуальное представление о состоянии предмета изучения, которое привносится из исследования других видов операторского труда. В работе представлена профессиограмма оператора на основе анализа характеристик технологического процесса производства стекловолокна в соотнесении с необходимым психологическим потенциалом. Данное исследование направлено на систематизацию знаний об особенностях операторского труда и способствует расширению научных представлений об особенностях психики субъекта профессиональной деятельности и психологической структуры деятельности.
19. Статья из журнала
bookCover
Хайруллин Раиль Агзамович.
Профессиональная адаптация и дезадаптация субъектов труда в условиях цифровизации / Хайруллин Раиль Агзамович , Водопьянова Наталия Евгеньевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 150-157. - Библиогр.: с. 156-157 (18 назв.).
Авторы: Хайруллин Раиль Агзамович , Водопьянова Наталия Евгеньевна
Ключевые слова: Педагогика, Труды Тверского государственного университета, Адаптация, Дезадаптация, Цифровизация
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12576/
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена анализу процессов профессиональной адаптации/дезадаптации субъектов труда в условиях цифровизации социальной и профессиональной жизни. Описаны основные подходы к изучению профессиональной адаптации и дезадаптации. Рассмотрен процесс цифровизации как фактор, способствующий развитию профессиональной дезадаптации; выделены существенные причины, способствующие возникновению дезадаптации субъектов труда, сопряженные с процессом цифровизации. Предложена теоретическая модель, иллюстрирующая особенности влияния цифровизации на процессы адаптации/дезадаптации субъектов труда.
20. Статья из журнала
bookCover
Жалагина Татьяна Анатольевна.
Психологические особенности развития субъекта труда в условиях социально-экономического кризиса / Жалагина Татьяна Анатольевна
// Тверской государственный университет. Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - Тверь : Тверской государственный университет, 2024. - № 1. - С. 71-76. - Библиогр.: с. 76 (7 назв.).
Ключевые слова: Педагогика, Труды Тверского государственного университета, Тверь, город, Субъект труда, Социально-экономический кризис, Иерархия ценностей
Ссылка на ресурс: http://eprints.tversu.ru/12569/
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам развития субъекта труда в условиях социально-экономического кризиса. Рассматриваются возможности профессионального становления человека как субъекта труда в сложных условиях современности, связанных с изменениями системы общественных отношений, не совсем положительно влияющих на профессионально-личностное развитие субъектов учебной и профессиональной деятельности. Предлагается использование мероприятий по психологической поддержке и сопровождению субъектов деятельности, индивидуальное и семейное консультирование в процессе работы с обучающимися и иными возрастными группами населения в рамках психологических служб. В результате будет сформирована позитивная социальная идентичность, способствующая социально-психологической адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
12