Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
1. Статья
bookCover
Розин Вадим Маркович.
Деятельностная и культурологическая трактовки развития человека / Розин Вадим Маркович
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 303-328. - Библиогр.: с. 327-328.
Ключевые слова: Развитие человека, Выготский Лев Семенович, Психическое развитие
Подробнее
Аннотация: Лев Семенович Выготский не всегда был последователен в своих построениях и методологических установках, давая своим ученикам поводы для творчества в духе, противоположном основным идеям культурно-исторической теории. Как, спрашивается, Выготский понимает развитие психики? Как овладение собственными психическими процессами с помощью знаков под влиянием социальной детерминации со стороны общества.
2. Статья
bookCover
Резникова Ж. И.
Истоки когнитивного поведения животных / Ж. И. Резникова
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 115-152. - Библиогр.: с. 147-152.
Ключевые слова: Когнитивная этология, Жизнь животных, Поведение животных, Стереотипы, Формирование поведения, Инстинкт, Поведенческая и когнитивная специализация
Подробнее
Аннотация: Одна из самых интересных нерешенных проблем когнитивной этологии заключается в том, как влияет наследственно обусловленная программа поведения на развитие когнитивных способностей. В настоящей статье рассматривается взаимодействие «встроенных», наследственно обусловленных стереотипов поведения с индивидуальными и социальными навыками и анализируется влияние раннего опыта на становление когнитивных способностей животных; обсуждаются концепции «наведенного обучения» и «специализированного интеллекта» и гипотеза о когнитивной специализации на популяционном уровне и ее роли в общественной жизни животных.
3. Статья
bookCover
Ушаков Дмитрий Викторвич.
Когнитивная система и развитие / Ушаков Дмитрий Викторвич
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 5-12. - Библиогр.: с. 12.
Ключевые слова: Когнитивные исследования, Естественные когнитивные системы, Когнитивные системы
Подробнее
Аннотация: Книга в целом демонстрирует многообразные возможности когнитивистского подхода к развитию.
4. Статья
bookCover
Розов Михаил Александрович.
Механизмы развития знания / Розов Михаил Александрович
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 34-55. - Библиогр.: с. 54-55.
Ключевые слова: Эпистемология, Природа знания, Традиции и новации, Методологическое мышление, Рефлексивные переключения, Познание
Подробнее
Аннотация: Природа знания и механизмы его развития – это основная проблема эпистемологии. Нельзя полностью ее осветить в рамках одной статьи. Мы вынуждены поэтому ограничиться некоторым конспективным очерком основных идей в этой области.
5. Статья
bookCover
Анохин Константин Викторович.
Молекулярные основы обучения и развития мозга: на пути к синтезу / Анохин Константин Викторович
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 101-114. - Библиогр.: с. 111-114.
Ключевые слова: Молекулярно-генетические процессы, Гены, Когнитивный подход, Системные процессы, Развитие и обучение, Мозг
Подробнее
Аннотация: В данной работе будет рассмотрена только одна из намечающихся зон синтеза ранее почти не перекрывавшихся областей нейронаук – исследования механизмов эмбрионального развития нервной системы и механизмов обучения во взрослом мозге. Моей целью является показать, что: а) новейшие исследования молекулярно-генетических механизмов обучения свидетельствуют в пользу их глубокого изохимизма с механизмами, вовлекаемыми в развитие нервной системы; б) эти данные заставляют полагать, что на молекулярно- генетическом уровне обучение продолжает процессы развития, составляя эпизоды дополнительного морфогенеза во взрослом мозге; в) однако эта экспрессия генов во взрослой нервной системе, в отличие от эмбриональной, включена в механизмы самоорганизации поведенческих функциональных систем, что ставит морфогенез в мозге при обучении под контроль системных, когнитивных процессов. Основным материалом для подобных заключений послужили наши исследования нейрональной экспрессии генов индуцируемых транскрипционных факторов при поведении и обучении. Но прежде чем обратиться к этим данным, необходимо вкратце рассмотреть функции данных генов в клеточных механизмах развития.
6. Статья
bookCover
Кричевец Анатолий Николаевич.
О категориальных структурах в теории развития / Кричевец Анатолий Николаевич
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 15-33. - Библиогр.: с. 32-33 и в подстроч. примеч.
Ключевые слова: Когнитивные исследования, Категориальные системы, Кантовская антиномия, Генетическая эпистемология, Саморазвитие, Познание
Подробнее
Аннотация: Цель данной статьи - произвести некоторые пока еще грубые классификации категориальных систем, используемых в психологии и в смежных науках, исследующих развитие. Будут описаны некоторые "чистые" типы, а с их помощью будут проясняться иные подходы, которые можно найти в этих науках. Нашей философской опорой будут кантовские "Критики", которые положили начало очень важным для психологии философским исследованиям субъекта познания.
7. Статья
bookCover
Александров Юрий Иосифович.
Принцип отбора в развитии индивида / Александров Юрий Иосифович, Сварник Ольга Евгеньевна
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 77-100. - Библиогр.: с. 95-100.
Авторы: Александров Юрий Иосифович, Сварник Ольга Евгеньевна
Ключевые слова: Исторический подход, Индивид, Тестирование, Отбор, Этапность развития, Поведение, Нейронный отбор, Гены и культура
Подробнее
Аннотация: Представления о закономерностях развития многими авторами разрабатываются в связи с идеями уровневой организации. Процесс развития рассматривается как переход не от части к целому, но от одного уровня интегрированности к другому; причем формирование новых уровней в процессе развития не отменяет предыдущих и первые не вступают со вторыми в отношения доминирования (управления) – подчинения (исполнения). Таким образом, принцип отбора является универсальным для разных уровней рассмотрения взаимодействия индивидов со средой в процессе развития, как эволюционного, так и индивидуального.
8. Статья
bookCover
Сергиенко Елена Алексеевна.
Принципы психического развития: онтогенетическая перспектива / Сергиенко Елена Алексеевна
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 329-350. - Библиогр.: с. 348-350.
Ключевые слова: Дифференциация, Психическое развитие, Онтогенез, Дифференциация-интеграция, Континуальность-дискретность
Подробнее
Аннотация: В работах Н. И. Чуприковой проведен всесторонний анализ и обоснование принципа системной дифференциации и интеграции. Ею обобщены и проанализированы взгляды Г. Спенсера, Г. Гегеля, Х. Вернера, чьи работы легли в основу формулирования общего универсального закона развития: от общего к частному, от целого к частям. На основе этих работ русские ученые (Вл. С. Соловьев, А. А. Богданов, И. М. Сеченов, Н. О. Лоссий, Н. Н. Ланге) внесли важнейший вклад в разработку данного универсального закона. Н. И. Чуприкова проводит детальный анализ их взглядов и вклада в разработку закона дифференциации (Чуприкова, 2000). В этих работах рассматриваются те же проблемные моменты принципа дифференциации, которые анализируются нами.
9. Статья
bookCover
Харитонов Александр Николаевич.
Природные предпосылки психического развития: проблема и пути поиска решения / Харитонов Александр Николаевич
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 153-170. - Библиогр.: с. 169-170.
Ключевые слова: Онтогенез, Индивидуальное развитие, Психическое развитие, Природные предпосылки, Гены, Филогенез
Подробнее
Аннотация: Среди всего многообразия живого на нашей планете можно выделить группу организмов, которые начинают свою жизнь полностью сформированными, и другую, представители которой после появления на свет в течение некоторого времени продолжают процесс формирования, как бы «дозревают». Эта идеализация позволяет наметить подход к рассмотрению вопроса о природных предпосылках развития психики в онтогенезе (микроэволюция) и филогенезе (макроэволюция), но, по мере продвижения, будем уточнять исходную идеализацию и добавлять по необходимости другие. Мы также будем говорить о предпосылках, а не о причинах развития, поскольку не видим возможности априорно сориентироваться в некотором множестве потенциальных причин, и даже хотя бы идентифицировать такое множество, но, очерчивая возможные пути решения проблемы, будем иметь в перспективе сбор доказательной базы в пользу того, что одна из этих предпосылок (или сочетание предпосылок) выступает в качестве действующей причины (независимо от того, как будет обозначена эта причина, ясно, что в систем- ном подходе это системообразующий фактор, в синергетическом – аттрактор, в телеологических – акцептор действия, цель, результат и т. д.). При таком подходе, естественно, всегда будет возникать вопрос о том, почему другие предпосылки не реализовались как причины, но он также представляет интерес.
10. Статья
bookCover
Малых Сергей Борисович.
Проблема развития интеллекта в психогенезе / Малых Сергей Борисович
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 287-302. - Библиогр.: с. 300-302.
Ключевые слова: Генетика, Проблемы генетики, Психогенетика, Интеллект, Генетический анализ, Психометрический интеллект
Подробнее
Аннотация: В целом имеющиеся данные позволяют предположить, что с возрастом влияние генотипа и специфической среды на индивидуальные особенности когнитивных характеристик увеличивается, тогда как роль общей среды уменьшается. В то же время в ходе развития выявляются особые периоды качественных изменений когнитивных характеристик, влияющие на соотношение генетических и средовых факторов в их индивидуальных особенностях. Снижение влияния наследственных факторов в старческом возрасте может быть связано с накоплением уникальных средовых влияний, которые начинают оказывать большее влияние на индивидуальные различия в познавательных способностях на этих этапах жизни. Такая динамика показателя наследуемости на протяжении жизни особенно интересна потому, что она противоречит ожидаемому возрастанию средовых влияний, которому, казалось бы, способствуют «удары неистовой судьбы» (Plomin, 2003). Причины роста показателя наследуемости неизвестны, но, вероятнее всего он связан, по мнению Р. Пломина, с влиянием генотип-средовой корреляции, суть которой в том, что на протяжении всей жизни каждый человек активно участвует в формировании окружающей его среды, выбирая и изменяя ее элементы в соответствии со своими склонностями (предрасположенностями), обусловленными генетически.
11. Статья
bookCover
Бурлак Светлана Александровна.
Реконструкция праязыкового состояния как модель развития языка / Бурлак Светлана Александровна
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 195-215. - Библиогр.: с. 214-215.
Ключевые слова: Когнитивные исследования, Модель развития языка, Праязыковое состояние, История языка, Историческое языкознание
Подробнее
Аннотация: Принципы, используемые при реконструкции праязыков различными учеными, отражают их представления о языковом развитии, и восстановление тех или иных языковых элементов и правил перехода от них к засвидетельствованным фактам языков-потомков заставляет исследователей углублять свое понимание природы этих процессов. Таким образом, реконструкция праязыкового состояния позволяет пролить свет на когнитивные механизмы, управляющие языковой эволюцией.
12. Статья
bookCover
Ушакова Татьяна Николаевна.
Речь и язык в контексте проблем когнитивного развития / Ушакова Татьяна Николаевна
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 237-254. - Библиогр.: с. 253-254.
Ключевые слова: Когнитивные исследования, Речь и язык, Когнитивное развитие, Речь ребенка, Детское словотворчество, Вербальные структуры
Подробнее
Аннотация: В данной работе рассмотрены факты и материалы, которые позволяют продвинуться в понимании логики речевого онтогенеза, определить роль отдельных поведенческих проявлений в контексте единого эволюционного пути. В этой связи естественно, что первый вставший перед нами вопрос относился к включенности субъективного компонента в речевую экспрессию. Оказалось продуктивным привлечь в этой связи нейрофизиологические идеи, касающиеся так называемых «нейронов сознания» (Соколов, 2004). Были использованы данные о критической массе этих нейронов в реализации субъективного переживания, о модульной организации специфических нейронов и независимости их функционирования, что выражается в разновременности их включения в поведенческие проявления маленького ребенка. Анализ этой части работы привел нас к заключению, что элементы субъективных переживаний обнаруживаются в голосовых сигналах ребенка с первых моментов его появления на свет и проявляются уже в первом крике новорожденного. В связи с этим представляется вероятным предположение, что способность к субъективным переживаниям является имманентным свойством отдельных видов нейронов человека, проявление этого свойства обеспечивается генетическими механизмами.
13. Статья
bookCover
Черниговская Татьяна Владимировна.
Роль характеристик инпута в развитии языковой системы у детей и взрослых, изучающих русский язык как иностранный / Черниговская Татьяна Владимировна, Ткаченко Елена Сергеевна
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - с. 255-283. - Библиогр.: с. 277-283.
Авторы: Черниговская Татьяна Владимировна, Ткаченко Елена Сергеевна
Ключевые слова: Русский как иностранный, Языковая система, Когнитивный подход, Когнитивные исследования, Частотные характеристики инпута
Подробнее
Аннотация: Настоящее исследование показывает, что когнитивный подход в языкознании является интересной теорией, которую можно использовать в исследованиях по развитию неродного языка. Он рассматривает усвоение Я1 и Я2 с одной и той же теоретической позиции и позволяет выявить параллели, объясняющие сходства и различия этих процессов, без допущения о том, что в основе усвоения Я1 и Я2 лежат различные принципы.
14. Статья
bookCover
Савельев Сергей Вячеславович.
Структурно-морфогенетические основы развития когнитивных способностей человека / Савельев Сергей Вячеславович
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 171-192. - Библиогр.: с. 192.
Ключевые слова: Механизмы когнитивных процессов, Когнитивные исследования, Когнитивные способности человека, Когнитивные процессы, Мышление
Подробнее
Аннотация: Настоящая работа посвящена тем скромным достижениям неврологии, которые отчасти проливают свет на возникновение когнитивных способностей.
15. Статья
bookCover
Петров Владимир Михайлович.
Финитность развития систем: информационный подход / Петров Владимир Михайлович, Мажуль Лидия Алексеевна
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 56-73. - Прилож.: Основания "принципа максимума информации". - Библиогр.: с. 72-73.
Авторы: Петров Владимир Михайлович, Мажуль Лидия Алексеевна
Ключевые слова: Когнитивные исследования, Система, Экономия ресурса, Проблема финитности, Пределы развития системы
Подробнее
Аннотация: Среди исследователей, занимающихся развитием систем (в особенности сложных), бытуют две противоположных точки зрения на такую важную проблему, как наличие конечных точек системного развития, т. е. конца эволюционных траекторий. Обе позиции подтверждаются огромным числом ситуаций, наблюдаемых в реальности.
16. Статья
bookCover
Беликов Владимир Иванович.
Языковые контакты и генеалогическая классификация / Беликов Владимир Иванович
// Когнитивные исследования. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 3. - С. 216-236. - Библиогр.: с. 235-236.
Ключевые слова: Языковые контакты, Языки, Когнитивные исследования, Генеалогическая классификация, Пиджины
Подробнее
Аннотация: Тип языковой эволюции определяется языковой ситуацией, в которую вовлечены носители языка: числом используемых языков, наличием / отсутствием генетических связей между этими языками, а также их социальной иерархией в глазах носителей. При решении ограниченных коммуникативных задач в ситуации зачаточного двуязычия часто возникают функционально ущербные новые языки – пиджины, складывающиеся из фрагментов различных языковых традиций. В определенных обстоятельствах их сменяют полноценные новые языки – креолы; в таком случае есть все основания говорить о возникновении новой языковой традиции.