Выбор БД
Тип поиска
Сортировать по:
1. Статья
bookCover
Залевская Александра Александровна.
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Продуцирование речи, Речевая ошибка, Классификация ошибок, Самоконтроль
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10548t.pdf
Подробнее
Аннотация: С опорой на модель речемыслительного процесса и на классификации причин речевых ошибок обосновывается роль самоконтроля, функционирующего на разных уровнях осознаваемости при взаимодействии контроля «для себя» и контроля «для других».
2. Статья
bookCover
Колосов Сергей Александрович.
Вербальный и параграфемный элементы кинопостера в аспекте локализации / Колосов Сергей Александрович, Матвеев Илья Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 77-82. - Библиогр.: с. 82 (9 назв.).
Авторы: Колосов Сергей Александрович, Матвеев Илья Александрович
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Кинопостер, Креолизованный текст, Перевод, Название кинофильма, Вербальные средства, Параграфемные средства
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10549t.pdf
Подробнее
Аннотация: Постер кинофильма рассматривается как сложный семиотический объект (креолизованный текст), в архитектонике которого выделяются три слоя: иконический, вербальный и параграфемный. Описываются взаимодействие названия кинофильма с другими элементами вербального слоя, а также различные изменения его планов выражения и содержания с учетом используемых параграфемных средств. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ оргинальных и локализованных постеров.
3. Статья
bookCover
Садикова Валентина Алексеевна.
Диалектика в языке и языкознании / Садикова Валентина Алексеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 52-56. - Библиогр.: с. 56 (11 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Диалектика, Коммуникация, Коммуникативный смысл, Ситуация
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10550t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье отстаивается идея необходимости изучения языка в процессе коммуникации как обязательном условии диалектического подхода в языкознании.
4. Статья
bookCover
Исакова Елена Михайловна.
Жанровые особенности текста образовательной и туристической брошюры / Исакова Елена Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 73-76. - Библиогр.: с. 76 (5 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Жанр, Брошюра, Буклет, Проспект, Дискурс образования, Дискурс туризма, Текстограмма, Лингвистический портрет жанра
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10551t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье определяются жанровые особенности текста образовательной и туристической брошюры, делается попытка вывести рассмотрение вопроса жанровых особенностей такой брошюры из теории связей с общественностью и взглянуть на вопрос брошюры как жанра в рамках теории дискурса и рассмотрения текста в герменевтике.
5. Статья
bookCover
Викторова Олеся Александровна.
Классификация средств создания языковой игры в демотивационных постерах / Викторова Олеся Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 116-119. - Библиогр.: с. 119 (3 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Демотивационный постер, Языковая игра, Языковые уровни
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10552t.pdf
Подробнее
Аннотация: В предлагаемой статье дается классификация видов языковой игры в русскоязычных демотивационных постерах по результатам проведенного исследования.
6. Статья
bookCover
Анисимова Наталья Петровна.
Культурно-исторический аспект проблемы категоризации / Анисимова Наталья Петровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 5-9. - Библиогр.: с. 9 (4 назв.).
Ключевые слова: Категоризация, Культурно-исторический аспект, История лингвистики, Сравнительно-исторические исследования, Сопоставительные исследования, Семантика, Теория прототипов, Культура, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10553t.pdf
Подробнее
Аннотация: Предлагается сравнительный анализ проблемы категоризации в рамках модели необходимых и достаточных условий и теории прототипов. Семантическая теория В. Никеса показывает, что в данной проблеме необходимо учитывать ее культурно-исторический аспект.
7. Статья
bookCover
Будина Мария Эдуардовна.
Методика исследования происхождения и функционирования в речи именований цветных революций / Будина Мария Эдуардовна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 109-115. - Библиогр.: с. 114-115 (19 назв.).
Ключевые слова: Именования цветных революций, Методика исследования, Динамика языка, Функционирование именования, Прецедентный феномен
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10554t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена описанию методики исследования именований «цветных революций», которая позволила проследить закономерности и особенности происхождения и последующего функционирования именований в речи. В статье даются рекомендации по графическому представлению именований в зависимости от того значения, в котором они предстают в речи.
8. Статья
bookCover
Мягкова Елена Юрьевна.
Моделирование внутреннего метаязыка как средство диагностики функциональной неграмотности / Мягкова Елена Юрьевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 44-51. - Библиогр.: с. 50-51 (26 назв.).
Ключевые слова: Функциональная грамотность, Функциональная неграмотность, Предметная деятельность, Моделирование, Внутренний метаязык, Грамматика говорящего
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10555t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье обсуждается понятие функциональной неграмотности, ее параметры и причины возникновения, а также возможность использования методики моделирования внутреннего метаязыка для диагностики проблем, связанных с функциональной неграмотностью носителя языка.
9. Статья
bookCover
Загуменкина Валентина Сергеевна.
Научный текст как смысловой конструкт с установкой на когнитивное понимание / Загуменкина Валентина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 62-67. - Библиогр.: с. 67 (9 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Когнитивное понимание, Смысл, Значение, Пояса системомыследеятельности, Языковые уровни
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10556t.pdf
Подробнее
Аннотация: Обсуждается трактовка термина «когнитивное понимание»: рассматриваются особенности когнитивного понимания, его отличие от семантизирующего понимания; определяются типы текстов, требующих когнитивного понимания; выявляются особенностей построения текстов для такого понимания на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
10. Статья
bookCover
Масленникова Евгения Михайловна.
Первый переводчик русской поэзии в США У. Льюис: особенности личностной текстовой проекции / Масленникова Евгения Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 83-88. - Библиогр.: с. 88 (5 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Художественный текст, Перевод, Личностная проекция, Текстовая проекция, Психолингвистический подход, Переводческая деятельность, Льюис У.
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10557t.pdf
Подробнее
Аннотация: Художественный перевод понимается как креативный процесс: в нем отображается личность переводчика. Психолингвистический подход к переводческой деятельности позволяет включить переводчика в триаду «автор-текст-читатель» как ее полноценное звено, при этом проекция текста переводчика превращается в речь-для-других-и-от-имени-других. Психолингвистический подход ориентирован на динамическую составляющую переводческой деятельности, направленную на работу со смыслами текста.
11. Статья
bookCover
Исаков Максим Александрович.
Профессиональная компетентность переводчика и редактора / Исаков Максим Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 68-72. - Библиогр.: с. 72 (10 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Оценка качества перевода, Теория перевода, Критика перевода, Стандарты качества перевода, Государственный стандарт, Профессионализм переводчика, Профессиональная компетентность, Переводчик, Редактор
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10558t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье приводятся требования, предъявляемые современными западными отраслевыми стандартами к компонентам профессиональной компетентности переводчика, рассматривается проблема оценки качества перевода и возможности использования функционально-прагматической модели Дж. Хаус и данных контрастивного анализа для такой оценки.
12. Статья
bookCover
Яковлев Андрей Александрович.
Репрезентация наименований некоторых профессий в языковом сознании русскоязычных студентов / Яковлев Андрей Александрович, Манхирова Виктория Викторовна, Случаева Екатерина Константиновна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 102-108. - Библиогр.: с. 108 (5 назв.).
Авторы: Яковлев Андрей Александрович, Манхирова Виктория Викторовна, Случаева Екатерина Константиновна
Ключевые слова: Свободный эксперимент, Ассоциативный эксперимент, Наименования профессий, Языковое сознание
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10559t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье представлены результаты ассоциативного эксперимента, в котором стимулами были наименования ряда профессий. Результаты эксперимента проливают свет на средства репрезентации образа конкретной профессии в языковом сознании студента и на специфику связей между реакциями и стимулами-наименованиями профессий.
13. Статья
bookCover
Золотова Наталия Октябревна.
Рефлексивность речемышления: метакогниция и метаязыковая деятельность человека / Золотова Наталия Октябревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 36-43. - Библиогр.: с. 42-43 (20 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Метакогниция, Рефлексия, Первичный метаязык, Ядро ментального лексикона, Обыденное сознание, Наивный пользователь языком
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10560t.pdf
Подробнее
Аннотация: Метакогниция и используемый при этом метаязык рассматриваются как процесс переработки информации, протекающий на разных уровнях осознаваемости. Особое внимание уделяется обсуждению вопроса о свойстве рефлексивности, присущем как обыденному, так и профессиональному сознанию.
14. Статья
bookCover
Беляева Виктория Михайловна.
Роль графической и фонетической формы слова в процессе выбора значения в ситуации лексической неоднозначности / Беляева Виктория Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101 (3 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Лексическая неоднозначность, Графические соседи, Контекст, Лексический доступ
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10561t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена описанию экспериментальных данных, которые свидетельствуют о том, что при отсутствии вербального контекста важным фактором влияния на доступ к значениям неоднозначного слова является звукобуквенный комплекс. Также рассматривается, каким образом это коррелирует с уже имеющимися знаниями и опытом Ии., в частности наличием так называемого «графического соседа».
15. Статья
bookCover
Соловьева Ирина Валерьевна.
Слово и контекст / Соловьева Ирина Валерьевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 57-61. - Библиогр.: с. 60 (9 назв.).
Ключевые слова: Слово, Контекст, Значение, Труды Тверского государственного университета
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10562t.pdf
Подробнее
Аннотация: В настоящей статье приводится обзор наиболее значимых в отечественной лингвистике 1970-х взглядов на феномен контекста. Они не теряют актуальности, в особенности в связи с проблемой понимания текста, какой бы ее аспект ни был в фокусе внимания исследователя.
16. Статья
bookCover
Оборина Марина Владимировна.
Сохранение когерентности текста в переводах / Оборина Марина Владимировна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 89-96. - Библиогр.: с. 95-96 (9 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Когерентность, Перевод, Когезия, Кооперативные принципы, Максимы, Экспликативность, Импликативность, Интерпретация, Понимание, Нормы культуры
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10563t.pdf
Подробнее
Аннотация: В статье анализируется ситуация перевода текстов с точки зрения механизмов сохранения их когерентности. Любой перевод основывается на кооперативном принципе взаимодействия трех заинтересованных сторон: автора, переводчика и читателя. Когерентность переведенного текста опирается на параметры и механизмы когезии текста, подчиняющиеся нормам принимающей лингвокультуры.
17. Статья
bookCover
Голубева Ольга Васильевна.
Эвиденциальное смысловое переживание как причинное кодирование знаний об объекте / Голубева Ольга Васильевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь : Тверской государственный университет , 2015. - Вып. 15. - С. 10-18. - Библиогр.: с. 17 (13 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Выводное знание, Эвиденциальное переживание, Смысловое переживание, Потенциальный контекст, Выводной контекст
Ссылка на ресурс: http://texts.lib.tversu.ru/texts/10564t.pdf
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена выводного знания как имплицитного «облачного» сервиса, представленного во внутреннем гипертексте в виде специфического причинного кода - эвиденциального смыслового переживания, - глубинной смысловой предыстории значения, формируемой на базе потенциального контекстуального «видения» обобщенного образа объекта.