Найдено документов - 13 | Статьи из номера журнала (сборника): Слово и текст: психолингвистический подход [Электронный ресурс] : сборник научных трудов. Вып. 21 / Министерство науки и высшего образования РФ, Тверской государственный университет, Кафедра теории языка и перевода ; под общей редакцией Е. Ю. Мягковой. - Тверь, 2022. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Гордеева Людмила Константиновна.
Ассоциативная структура значения термина САРКОМА в индивидуальном сознании студента-медика / Гордеева Людмила Константиновна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 53-59. - Библиогр.: с. 58 (8 назв.).
Ассоциативная структура значения термина САРКОМА в индивидуальном сознании студента-медика / Гордеева Людмила Константиновна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 53-59. - Библиогр.: с. 58 (8 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Психолингвистический эксперимент, Свободный ассоциативный эксперимент, Ассоциативная структура значения термина, Медицинский термин
Подробнее
Аннотация: В статье приводится анализ результатов фрагмента психолингвистического эксперимента, посвященного исследованию динамики ассоциативного значения медицинского термина, в частности, нозологической единицы САРКОМА методом свободного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие студенты Тверского государственного медицинского университета разных ступеней обучения. Данные, полученные от участников эксперимента, проанализированы с учётом качества связей между стимулом-термином и полученными на него реакциями.
2. Статья
Ивонина Анастасия Сергеевна.
Влияние синтаксической сложности иноязычного текста на его понимание / Ивонина Анастасия Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 81-87. - Библиогр.: с. 86-87 (12 назв.).
Влияние синтаксической сложности иноязычного текста на его понимание / Ивонина Анастасия Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 81-87. - Библиогр.: с. 86-87 (12 назв.).
Ключевые слова: Синтаксическая сложность, Понимание иноязычного текста, Слово, Тексты, Логико-лингвистический подход, Ментальная модель текста
Подробнее
Аннотация: В статье описывается возможная зависимость достижения распредмечивающего понимания иноязычного текста от синтаксической сложности текста. Экспериментально исследуется влияние синтаксической сложности текста с точки зрения удобочитаемости и интерферирующего фактора на уровень понимания текста в ситуации учебного двуязычия. Результаты эксперимента представлены в таблице.
3. Статья
Андрюшкина Юлия Сергеевна.
Дифференциация понятий «иноязыковая тревожность» и «языковой барьер» / Андрюшкина Юлия Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 5-8. - Библиогр.: с. 7 (11 назв.).
Дифференциация понятий «иноязыковая тревожность» и «языковой барьер» / Андрюшкина Юлия Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 5-8. - Библиогр.: с. 7 (11 назв.).
Ключевые слова: Брянск, город, Иноязыковая тревожность, Языковая тревожность, Языковой барьер, Учебный билингвизм, Психологические проблемы, Толковый словарь русского языка
Подробнее
Аннотация: Целью данной статьи является попытка дифференциации понятий «иноязыковая тревожность» и «языковой барьер». Рассматривается контекст употребления данных терминов в современной научной литературе. Делается вывод о невозможности их синонимизации.
4. Статья
Григорьева Ольга Игоревна.
Категория модальности от античности до наших дней / Григорьева Ольга Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 9-15. - Библиогр.: с. 14 (18 назв.).
Категория модальности от античности до наших дней / Григорьева Ольга Игоревна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 9-15. - Библиогр.: с. 14 (18 назв.).
Ключевые слова: Модальность, Труды Тверского государственного университета, Модальные значения, Модус, Диктум, Грамматика, Лексические средства
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса исторического развития категории модальности. Возникновение учения о модальности было связано с философскими концепциями. Важную роль в его эволюции сыграли работы выдающихся учёных: Г.В. Лейбница, И. Канта, Ш. Балли, М.Н Эпштейна, В.В. Виноградова и др. Исследователи использовали разные подходы к изучению этой категории. Новые семантические теории модальности разрабатывают лингвисты современности.
5. Статья
Дьякова Ирина Викторовна.
Некоторые методики измерения степени освоенности слова: опыт зарубежных исследователей / Дьякова Ирина Викторовна, Зайцева Елена Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 60-61. - Библиогр.: с. 65-66 (14 назв.).
Некоторые методики измерения степени освоенности слова: опыт зарубежных исследователей / Дьякова Ирина Викторовна, Зайцева Елена Анатольевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 60-61. - Библиогр.: с. 65-66 (14 назв.).
Авторы: Дьякова Ирина Викторовна, Зайцева Елена Анатольевна
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Знание слова, Владение словом, Степени освоенности слова, Методы оценки словарного запаса
Подробнее
Аннотация: Качество владения словом и его оценка вызывает сегодня большой интерес у исследователей. В статье представлен обзор инструментальных средств, разработанных зарубежными исследователями для измерения уровня освоенности слова индивидом. Рассматриваются достоинства и недостатки предложенных методик.
6. Статья
Никитичев Илья Геннадьевич.
Некоторые психолингвистические особенности билингвизма в академическом дискурсе / Никитичев Илья Геннадьевич
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 23-30. - Библиогр.: с. 29-30 (15 назв.).
Некоторые психолингвистические особенности билингвизма в академическом дискурсе / Никитичев Илья Геннадьевич
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 23-30. - Библиогр.: с. 29-30 (15 назв.).
Ключевые слова: Личность, Курск, город, Билингвизм, Академический дискурс, Тактики речевого поведения, Речевое воздействие, Языковая личность
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются отечественные и зарубежные психолингвистические исследования билингвизма. Рассматриваются особенности речевого поведения билингвов с целью речевого воздействия в академическом дискурсе. В исследовании отмечается, что интеграция языков в условиях двуязычия на основе лингвокультурного фона коммуникантов делает необходимой выработку определённых приёмов речевого воздействия с использованием всех языковых уровней и интенсификации языковых явлений в речи билингва. Резюмируется, что билингвальное взаимодействие в условиях академического дискурса должно пониматься как динамический психолингвистический феномен, если цель взаимодействия – диахроническое изменение языковой способности личности билингва.
7. Статья
Антипова Алина Сергеевна.
Некоторые психолингвистические особенности функционирования термина COVID-19 (на материале корпусного исследования медиа-текстов) / Антипова Алина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 44-52. - Библиогр.: с. 51-52 (3 назв.).
Некоторые психолингвистические особенности функционирования термина COVID-19 (на материале корпусного исследования медиа-текстов) / Антипова Алина Сергеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 44-52. - Библиогр.: с. 51-52 (3 назв.).
Ключевые слова: Москва, город, Термин COVID-19, Функционирование термина, Медиадискурс, Эвфемистический потенциал
Подробнее
Аннотация: Форсированное наполнение информационной среды термином COVID-19 и его функционирование в письменных сообщениях являются весомыми причинами пересмотреть традиционную модель вхождения термина в языковое, семантическое и концептуальное поля. Вместе с тем, представляется важным проанализировать особенности структурирования обогащенной обозначениями новых реалий пандемии среды средствами языковых систем, являющихся не только способами отражения актуальной объективной реальности в каждой отдельно взятой лингвокультурной и социальной общности, но и инструментарием целенаправленного формирования вектора восприятия тематики пандемии с целью поддержания психолингвистического комфорта адресантов в социально приемлемом для них формате.
8. Статья
Баклушина Ирина Александровна.
Оценочная составляющая в структуре профессиональной идентичности учителя иностранного языка / Баклушина Ирина Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 93-99. - Библиогр.: с. 98-99 (19 назв.).
Оценочная составляющая в структуре профессиональной идентичности учителя иностранного языка / Баклушина Ирина Александровна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 93-99. - Библиогр.: с. 98-99 (19 назв.).
Ключевые слова: Лингвистика, Психолингвистический подход, Труды Тверского государственного университета, Профессиональная идентичность педагога, Профессиональное самосознание, Самореализация
Подробнее
Аннотация: В статье обсуждается понятие профессиональной идентичности учителя/преподавателя иностранного языка. Акцентируется мысль о том, что профессиональная идентичность может рассматриваться как частный аспект проблемы идентичности. Обозначены разные подходы к описанию феномена идентичности в научной литературе. Особенности профессиональной идентичности учителя/преподавателя иностранного языка связываются со спецификой преподаваемой дисциплины и личностными качествами педагога. Специальное внимание уделяется рассмотрению оценочной составляющей в структуре профессиональной идентичности учителя иностранного языка. Предлагается программа изучения этой составляющей с помощью экспериментальной методики приписывания качеств с последующей интерпретацией полученных данных в русле психолингвистического подхода.
9. Статья
Мягкова Елена Юрьевна.
Пространство как составляющая эмоционально-чувственного значения слова / Мягкова Елена Юрьевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 16-22. - Библиогр.: с. 21-22 (21 назв.).
Пространство как составляющая эмоционально-чувственного значения слова / Мягкова Елена Юрьевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 16-22. - Библиогр.: с. 21-22 (21 назв.).
Ключевые слова: Теория эмоций, Психические процессы, Эмоционально-чувственное значение слова, Время, Пространство, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Обсуждаются психологические теории эмоций и чувств как неотъемлемых составляющих психических процессов. Эти теории рассматриваются в качестве основания психолингвистической теории эмоционально-чувственного значения слова. Предполагается, что в число базовых составляющих этого значения входит параметр ВРЕМЯ. Обсуждается возможность выявления этого параметра в эксперименте.
10. Статья
Лебедева Алина Алексеевна.
Психолингвистическое исследование речежанрового имени КОНСТИТУЦИЯ РФ / Лебедева Алина Алексеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 74-80. - Библиогр.: с. 80 (6 назв.).
Психолингвистическое исследование речежанрового имени КОНСТИТУЦИЯ РФ / Лебедева Алина Алексеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 74-80. - Библиогр.: с. 80 (6 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Речевой жанр, Речежанровое имя, Конституция Российской Федерации, Законодательный дискурс, Юридический дискурс
Подробнее
Аннотация: Обсуждаются результаты исследования речежанрового имени КОНСТИТУЦИЯ РФ: формулируется гипотеза, описывается ход, этапы эксперимента, характеризуются группы испытуемых; обобщаются и сопоставляются результаты компонентного анализа и экспериментальные данные; интерпретируются результаты психолингвистических экспериментов (свободного ассоциативного эксперимента; направленного ассоциативного эксперимента; эксперимента, проведённого методом свободных дефиниций).
11. Статья
Корниенко Ксения Алексеевна.
Сложности понимания понятия «электронные деньги» в профессиональной и непрофессиональной коммуникации / Корниенко Ксения Алексеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 67-73. - Библиогр.: с. 72-73 (20 назв.).
Сложности понимания понятия «электронные деньги» в профессиональной и непрофессиональной коммуникации / Корниенко Ксения Алексеевна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 67-73. - Библиогр.: с. 72-73 (20 назв.).
Ключевые слова: Москва, город, Деньги, Непрофессиональная коммуникация, Профессиональная коммуникация, Финансовая сфера, Термин
Подробнее
Аннотация: В данной статье описаны сложности и динамика понимания носителями русского языка понятия «электронные деньги». Исследуются трактовки понятия, предложенные специалистами в области финансов, а также его восприятие в непрофессиональной коммуникации на основе данных опросов. Представляется возможным утверждать, что основным препятствием четкого определения содержания понятия «электронные деньги» выступает появление новых сопряженных понятий.
12. Статья
Масленникова Евгения Михайловна.
Устаревание перевода: фикция или реальность? / Масленникова Евгения Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 88-92. - Библиогр.: с. 92 (11 назв.).
Устаревание перевода: фикция или реальность? / Масленникова Евгения Михайловна
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 88-92. - Библиогр.: с. 92 (11 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Лингвокультура, Слово, Тексты, Устаревание перевода, Переводы
Подробнее
Аннотация: Особенно острой в теории переводоведения второй половины XX века была дискуссия о необходимости создания новых переводов одних и тех же произведений. В статье обсуждаются факторы, обуславливающие устаревание перевода как вторичного текста.
13. Статья
Яковлев Андрей Александрович.
Ухтомский и психолингвистический подход к языку / Яковлев Андрей Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 31-43. - Библиогр.: с. 41-42 (28 назв.).
Ухтомский и психолингвистический подход к языку / Яковлев Андрей Александрович
// Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь, 2022. - Вып. 21. - С. 31-43. - Библиогр.: с. 41-42 (28 назв.).
Ключевые слова: Санкт-Петербург, город, Знак, Значение, Доминанта, Функциональный орган, Ухтомский Алексей Алексеевич, о нем
Подробнее
Аннотация: В статье представлен анализ двух идей А.А. Ухтомского применительно к психолингвистической проблематике. Во-первых, это идея доминанты, во-вторых, идея функционального органа. С физиологической точки зрения, доминанта является функциональным органом человеческого тела. Материальный предмет способен функционировать как знак постольку, поскольку входит в состав определённой доминанты, которая переинтегрирует многогранный опыт человека.