Найдено документов - 28 | Статьи из номера журнала (сборника): Языковой дискурс в социальной практике [Электронный ресурс] : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 15 апреля 2022 года / Тверской государственный университет ; ответственный редактор Н. А. Комина ; редактор И. В. Дорофеева. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. | Версия для печати |
Сортировать по:
1. Статья
Цветкова Т. К.
Внутренняя наглядность и обучение иностранному языку / Т. К. Цветкова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 162-167. - Библиогр.: с. 167 (6 назв.).
Внутренняя наглядность и обучение иностранному языку / Т. К. Цветкова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 162-167. - Библиогр.: с. 167 (6 назв.).
Ключевые слова: Иностранные языки, Наглядность, Осознание, Московский государственный лингвистический университет, Москва, город, Лингвистика
Подробнее
Аннотация: Автор анализирует средства наглядности, применяемые в обучении иностранному языку, обращая внимание на внутреннюю наглядность, которая недооценивается и почти не применяется на занятиях. Эффективным инструментом внутренней аглядности является прием визуализации, под которым понимается представление материала, подлежащего усвоению, в виде ментального образа, что способствует его более правильному пониманию. Этот прием применяется для того, чтобы помочь учащемуся увидеть, как по-разному в разных языках преломляется и отражается окружающая действительность, и осознать таким образом разницу между языками.
2. Статья
Зацепина О. Б.
Восприятие преподавателями и студентами российских университетов гибридных занятий по иностранному языку / О. Б. Зацепина
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 127-132. - Библиогр.: с. 132 (3 назв.).
Восприятие преподавателями и студентами российских университетов гибридных занятий по иностранному языку / О. Б. Зацепина
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 127-132. - Библиогр.: с. 132 (3 назв.).
Ключевые слова: Эффективность, Педагогика, Гибридное обучение, Восприятие, Мышление, Иностранные языки
Подробнее
Аннотация: В условиях пандемии и иных социальных ограничений в учебном процессе в университетах все чаще используют гибридные формы занятий. Для преподавателей и студентов при несомненном удобстве такие занятия сопряжены со значительными психологическими перегрузками, вызванными усиленной концентрацией внимания и необходимостью использования адаптационных механизмов. В результате проведенного опроса были выявлены основные сложности для преподавателей и студентов, а также оценка этой формы проведения занятий с точки зрения эффективности.
3. Статья
Виноградова Е. В.
Дидактическая оптимизация вербализации знаний обучающимися медикобиологическим специальностям / Е. В. Виноградова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 97-102. - Библиогр.: с. 102 (3 назв.).
Дидактическая оптимизация вербализации знаний обучающимися медикобиологическим специальностям / Е. В. Виноградова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 97-102. - Библиогр.: с. 102 (3 назв.).
Ключевые слова: Вербализация знаний, Языковая компетенция, Речевые регистры, Формы репрезентации научных смыслов, Тверь, город
Подробнее
Аннотация: В статье поднимается вопрос необходимости выработки дидактических приемов оптимизации восприятия и репрезентации получаемой информации обучающимися на занятиях по медико-биологическим дисциплинам в медицинском вузе. Отмечается важность вербальной компоненты в формировании общепрофессиональных компетенций и развитии профессиональной языковой личности.
4. Статья
Дорофева Ирина Валентиновна.
Иностранные языки в контексте межкультурной парадигмы / Дорофева Ирина Валентиновна, Перелыгина Елена Михайловна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 39-45. - Библиогр.: с. 45 (12 назв.).
Иностранные языки в контексте межкультурной парадигмы / Дорофева Ирина Валентиновна, Перелыгина Елена Михайловна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 39-45. - Библиогр.: с. 45 (12 назв.).
Авторы: Дорофева Ирина Валентиновна, Перелыгина Елена Михайловна
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Лингвистика, Иностранные языки, Межкультурная коммуникация, Глобализация
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена феномену межкультурной коммуникации и его статусу как учебной дисциплины. Показана важность изучения межкультурной коммуникации в процессе преподавания иностранных языков: для эффективного установления межкультурных контактов необходимы не только языковые, ноикультурные навыки и умения. Глобализация и взаимосвязь культур усиливают значение межкультурной коммуникации, которая возникла в результате практических потребностей нашего времени.
5. Статья
Усачева Татьяна Леонидовна.
Иностранный язык в профессиональной деятельности: формирование навыков менеджера 21 века / Усачева Татьяна Леонидовна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 157-161. - Библиогр.: с. 160-161 (6 назв.).
Иностранный язык в профессиональной деятельности: формирование навыков менеджера 21 века / Усачева Татьяна Леонидовна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 157-161. - Библиогр.: с. 160-161 (6 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Профессионально-ориентированная коммуникация, Компетенция, Клиентоориентированность, Работа с людьми, Мультиязычность и мультикультурность
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются основные надотраслевые навыки будущих специалистов в области менеджмента. Предлагаются методы формирования данных навыков в рамках программы профессионально-ориентированного иностранного языка.
6. Статья
Дьякова И. В.
Исторический и социокультурный подходы к проблеме иноязычного заимствования / И. В. Дьякова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 46-51. - Библиогр.: с. 50-51 (19 назв.).
Исторический и социокультурный подходы к проблеме иноязычного заимствования / И. В. Дьякова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 46-51. - Библиогр.: с. 50-51 (19 назв.).
Ключевые слова: Русский язык, Лингвистика, Культура, Заимствования, Культура речи
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается проблема иноязычного заимствования в русле исторического и социокультурного подходов. Приводятся различные точки зрения на феномен заимствования на разных этапах развития русского языка и культуры. Феномен заимствования также рассматривается в контексте проблемы культуры речи.
7. Статья
Пономарева Инна Владимировна.
Коммуникативная неудача как разновидность прагматического непонимания коммуникативных партнеров / Пономарева Инна Владимировна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 64-69. - Библиогр.: с. 69 (6 назв.).
Коммуникативная неудача как разновидность прагматического непонимания коммуникативных партнеров / Пономарева Инна Владимировна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 64-69. - Библиогр.: с. 69 (6 назв.).
Ключевые слова: Функциональные особенности, Труды Тверского государственного университета, Личность, Коммуникация, Неэффективность диалогического взаимодействия
Подробнее
Аннотация: В статье рассматривается коммуникативная неэффективность как полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации. Именно непонимание смысла высказывания становится причиной неудачного, неуспешного, бесперспективного общения. Автором анализируется содержательные и функциональные особенности феномена коммуникативной неудачи, а также причины, порождающие ситуации неэффективного диалогического взаимодействия.
8. Статья
Крестинский Станислав Владимирович.
Молчание как способ выражения эмоционального состояния коммуникантов / Крестинский Станислав Владимирович
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 15-21. - Библиогр.: с. 21 (13 назв.).
Молчание как способ выражения эмоционального состояния коммуникантов / Крестинский Станислав Владимирович
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 15-21. - Библиогр.: с. 21 (13 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Регионоведение, Лингвистика, Молчание, Эмоции
Подробнее
Аннотация: В статье на примерах конкретных коммуникативных ситуаций рассматривается способность акта молчания имплицировать различного рода эмоциональные состояния человека, вызванные как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами.
9. Статья
Грибкова Ирина Валентиновна.
Обучение студентов неязыковых специальностей профессионально-ориентированному иностранному языку / Грибкова Ирина Валентиновна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 109-113. - Библиогр.: с. 113 (2 назв.).
Обучение студентов неязыковых специальностей профессионально-ориентированному иностранному языку / Грибкова Ирина Валентиновна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 109-113. - Библиогр.: с. 113 (2 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Профессионально-ориентированное обучение, Неязыковые специальности, Мотивация, Коммуникация
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблемам обучения профессионально-ориентированному иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Внимание уделяется преодолению трудностей, с которыми студенты и преподаватели сталкиваются во время обучения, а также критериям отбора материалов для обучения.
10. Статья
Родионова Татьяна Геннадьевна.
Особенности идентификации полисемантичных слов / Родионова Татьяна Геннадьевна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 34-38. - Библиогр.: с. 37-38 (5 назв.).
Особенности идентификации полисемантичных слов / Родионова Татьяна Геннадьевна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 34-38. - Библиогр.: с. 37-38 (5 назв.).
Ключевые слова: Идентификация новых слов, Восприятие, Стратегии, Лексика, Иностранные языки, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы опознания многозначных слов, различные механизмы восприятия и идентификации слова. Дается краткий анализ стратегий идентификации новых слов.
11. Статья
Бурмистрова Людмила Павловна.
Префиксация как эффективный способ словообразования в современном французском языке / Бурмистрова Людмила Павловна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 3-7. - Библиогр.: с. 7 (6 назв.).
Префиксация как эффективный способ словообразования в современном французском языке / Бурмистрова Людмила Павловна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 3-7. - Библиогр.: с. 7 (6 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Лексика, Языковой дискурс, Романские языки, Префиксация
Подробнее
Аннотация: Рассматривается процесс словообразования в романских языках. Изучается префиксальное словообразование в современном французском языке, предлагаются характеристики, определяющие семантическую функцию префиксов. Отмечается, что префиксация является продуктивным способом пополнения лексического состава языка.
12. Статья
Золотова Наталья Октябревна.
Прецедентные единицы как принадлежность сознания носителя языка и культуры / Золотова Наталья Октябревна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 52-57. - Библиогр.: с. 56-57 (8 назв.).
Прецедентные единицы как принадлежность сознания носителя языка и культуры / Золотова Наталья Октябревна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 52-57. - Библиогр.: с. 56-57 (8 назв.).
Ключевые слова: Залевская Александра Александровна, о ней, Феномен, Осмысление, Иностранные языки, Текст, Символ, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена осмыслению прецедентных феноменов как явлений сознания носителя языка и культуры. Проблема прецедентности рассматривается на коррелирующих понятиях «прецедентный феномен» – «прецедентный текст», «прецедентная единица» – «прецедентный образ/гештальт» – «перцептивно-когнитивноаффективный комплекс» в лингвокогнитивной, психологической и психолингвистических трактовке. Обсуждается социо-психологическая природа прецедентных единиц и их роль в становлении сознания индивида и установлении взаимодействия с окружающим миром с опорой на исследование Е.Е. Сапоговой и концепцию А. А. Залевской.
13. Статья
Коршунова Марьяна Леонидовна.
Проблема отношения диалога и полифонической организации текста / Коршунова Марьяна Леонидовна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 8-14. - Библиогр.: с. 14 (14 назв.).
Проблема отношения диалога и полифонической организации текста / Коршунова Марьяна Леонидовна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 8-14. - Библиогр.: с. 14 (14 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Иностранные языки, Лексика, Репликация, Позиции
Подробнее
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятий диалога и полифонической организации текста. Представлен обзор различных точек зрения относительно диалогичности-монологичности текста. Устанавливается связь полифонической организации текста с внутренним диалогом, где различные смысловые позиции развиваются одним и тем же субъектом.
14. Статья
Сорокина А. И.
Проблемы типологии языковой личности / А. И. Сорокина
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 70-75. - Библиогр.: с. 74-75 (12 назв.).
Проблемы типологии языковой личности / А. И. Сорокина
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 70-75. - Библиогр.: с. 74-75 (12 назв.).
Ключевые слова: Исследования, Типология, Персоналии, Лингвистика, Антропоцентрическая парадигма, Личностный аспект языка, Языковая личность
Подробнее
Аннотация: Статья посвящена проблемам и сущности процесса типологизации языковой личности. Представлены основные подходы к созданию типологий и освещены наиболее распространенные трудности, встречающиеся в анализе и классификациях языковых личностей, а также препятствующих созданию единой, общей для всех лингвистических исследований типологии.
15. Статья
Сухих С. А.
Психологические свойства субъекта дискурса / С. А. Сухих, З. И. Ломинина
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 76-80. - Библиогр.: с. 80 (3 назв.).
Психологические свойства субъекта дискурса / С. А. Сухих, З. И. Ломинина
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 76-80. - Библиогр.: с. 80 (3 назв.).
Авторы: Сухих С. А. , Ломинина З. И.
Ключевые слова: Иностранные языки, Эмоциональная устойчивость личности, Опросник, Нейротизм, Экстроверсия
Подробнее
Аннотация: Психологические свойства влияют на построение дискурса. Такое свойство как эмоциональная нестабильность имеет специфичность появления в конфигурации языковых структур в дискурсе. К таковым относятся минимальное количество виртуальных пропозиций при описании, увеличение использования местоимений, объектноаналитический стиль повествования, склонность конфликтной интерпретации ситуаций.
16. Статья
Латощенко Юлия Владимировна.
Речевое действие-подтверждение / Латощенко Юлия Владимировна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 22-26. - Библиогр.: с. 25-26 (13 назв.).
Речевое действие-подтверждение / Латощенко Юлия Владимировна
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 22-26. - Библиогр.: с. 25-26 (13 назв.).
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Лексика, Лингвистика, Установка, Современный дискурс
Подробнее
Аннотация: Данная статья рассматривает интерактивное взаимодействие коммуникантов, направленное на выражение подтверждения в современном дискурсе. Основной целью является описать коммуникативный акт с установкой на подтверждение.
17. Статья
Кухтина Я. В.
Роль интернет-технологий в организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Я. В. Кухтина, А. В. Филипская
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 142-147. - Библиогр.: с. 147 (5 назв.).
Роль интернет-технологий в организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Я. В. Кухтина, А. В. Филипская
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 142-147. - Библиогр.: с. 147 (5 назв.).
Авторы: Кухтина Я. В. , Филипская А. В.
Ключевые слова: Интернет, Социальные сети, Педагогика, Москва, город, Интернет-технологии, Иностранный язык
Подробнее
Аннотация: В данной статье описаны преимущества использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Рассмотрены основные виды самостоятельной работы студентов, их взаимодействие с педагогом и сетью Интернет, представлены типы заданий для организации деятельности студентов с привлечением Интернет-ресурсов.
18. Статья
Панченко Ирина Вадимовна.
Роль преподавателя и студента в формировании и поддержании мотивации обучающегося при дистанционном формате обучения / Панченко Ирина Вадимовна, Н. С. Полиновская
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 148-156. - Библиогр.: с. 155-156 (19 назв.).
Роль преподавателя и студента в формировании и поддержании мотивации обучающегося при дистанционном формате обучения / Панченко Ирина Вадимовна, Н. С. Полиновская
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 148-156. - Библиогр.: с. 155-156 (19 назв.).
Авторы: Панченко Ирина Вадимовна, Полиновская Н. С.
Ключевые слова: Труды Тверского государственного университета, Лингвистика, Высшее образование, Иностранные языки, Мотивация, Дистанционное обучение, Самооценка
Подробнее
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности обучения студентов, относящихся к поколению Z, и анализируются причины снижения мотивации к обучению в дистанционной форме. Предложены практические инструменты для преподавателя и студента, которые позволят повысить результативность обучения и удовлетворенность студентов при работе в онлайн-формате.
19. Статья
Бойцова Надежда Вячеславовна.
Саморазвитие и саморегуляция как детерминанта функциональной грамотности профессиональной деятельности преподавтеля высшей и средней школы / Бойцова Надежда Вячеславовна, Т. В. Миронова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 91-96. - Библиогр.: с. 96 (8 назв.).
Саморазвитие и саморегуляция как детерминанта функциональной грамотности профессиональной деятельности преподавтеля высшей и средней школы / Бойцова Надежда Вячеславовна, Т. В. Миронова
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 91-96. - Библиогр.: с. 96 (8 назв.).
Авторы: Бойцова Надежда Вячеславовна, Миронова Т. В.
Ключевые слова: Педагогика, Профессиональная деятельность, Грамотность, Функциональная грамотность, Мотивация профессиональной деятельности, Личностная ориентация, Труды Тверского государственного университета
Подробнее
Аннотация: Рассматривается характеристика человека труда как личности, проводится анализ его мотивационно-волевой сферы, функциональной грамотности, личностный уровень регуляции профессиональной деятельности. Мотивационная сторона деятельности преподавателя рассматривается как стержневой компонент способностей. Единицей анализа выступает личность, его функциональная грамотность, и основное внимание уделено закономерностям становления личности преподавателя.
20. Статья
Wazel Gerhard.
Смена перспективы в преподавании иностранного языка. Perspektivenwechsel im sprachunterricht / Wazel Gerhard
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 168-173. - Библиогр.: с. 173 (2 назв.).
Смена перспективы в преподавании иностранного языка. Perspektivenwechsel im sprachunterricht / Wazel Gerhard
// Языковой дискурс в социальной практике. - Тверь : Тверской государственный университет, 2022. - С. 168-173. - Библиогр.: с. 173 (2 назв.).
Ключевые слова: Иностранные языки, Лингвистика, Digitale Kompetenz, Digitale Transformation, IT-Infrastruktur, Prasenzunterricht, Virtuelles Klassenzimmer (VK), Breakout, App Tool, Google
Подробнее
Аннотация: Ein den heutigen und kunftigen gesellschaftlichen und individuellen Notwendigkeiten entsprechen der Sprachunterricht setzt auch nach den in der Coronakrise gemachten Erfahrungen einen Perspektivenwechsel voraus. Dabei sind sowohl im virtuellen wie im analogen Kursraum die mittlerweile vorgenommenen Investitionen in die Fortbildung der Unterrichtenden, in die digitale Infrastruktur, die Soft- und Hardware effektiv fur die Entwicklung der digitalen Kompetenz von Lehrpersonal und Kursteilnehmern zu nutzen, analoge und digitale Lernwelten miteinander zu verbinden und damit aktivierende, individualisierende Lernumgebungen zu schaffen. Ein „Zuruck zur gewohnten Normalitat “, zu dem vielerorts hoch geschatzten Prasenzunterricht alten Stils unter Nichtbeachtung der mittlerweile gemachten Erfahrungen und Lernprozesse ist u.E. nicht akzeptabel. Ein Zuruck in die didaktische Vergangenheit mit unzureichender Digitalisierung darf es nicht geben. Im vorliegenden Beitrag wird unter Beachtung der im IIK gemachten Erfahrungen der Versuch unternommen, eine erste Positionsbestimmung zu begrunden und darzustellen, wie der Unterricht im Virtuellen Klassenzimmer und der Prasenzunterricht neuen Stils gestaltet sein konnten.